На главную
 

Аннотация
Иван Маслюков. КАК СТАТЬ УМНЕЕ?

Изнасилование

Первая угроза для мышления ребенка - родители, которые угнетают любознательность ребенка. Вторая - школа.

Во всём должен быть баланс, равновесие. Невозможно использовать, развивать мышление не имея материала для обработки - информации, фактов.

В современных школах на просторах СНГ, существует катастрофический дисбаланс: запоминание информации довлеет над анализом и осмыслением. Учитель что-нибудь рассказывает, объясняет. Кто это слышал и имел возможность запомнить? Все 20 учеников. А кто это понял, кто осознал взаимосвязь этой новой информации к тому, что ученик уже знает? Допустим, треть. Оставшиеся две трети - имеют возможность задать возникшие у них вопросы учителю и получить исчерпывающие ответы на свои вопросы? Нет.

Но кроме этого - первичная задача школы воспитание как раз знающих, а не понимающих. На пять подчинённых, следующих инструкциям, предписаниям, как правило, приходится один руководитель, обладающий некоторой степенью свободы, правом самостоятельно принимать решения.

Нужны исполнительные подчиненные. Потому что их системе требуется намного больше, чем лидеров, руководителей, самостоятельно мыслящих людей. Существующей системе нужны люди, которые выполняют определенную функцию, нужны гражданские солдаты.

Действительно, весь человеческий опыт как бы уже включен в образовательную систему. Все государственные, коммерческие структуры, более-менее отлажены и работают. Предполагается, что всё, что остаётся новому человечку - получить образование и устроиться шестеренкой в эту систему.

Я не знаю, возможно система в целом не может быть организована по-другому. Возможно, что для выживания, существования и развития человечества, нужна именно такая пропорция, когда 80% населения строго выполняет свои функции а 20% эти функции придумывает, определяет, вменяет в обязанности.

Чтобы было, если все вдруг стали очень умными? Кто бы занял место кассира в гипермаркете? Возможно, мы бы придумали, как сделать так, чтобы в кассире вообще не было необходимости. Но… совершенно невероятно, чтобы при каких-то обстоятельствах вдруг все резко поумнели.

Вот эту статью, например, за два года (10.04.2011 - 10.04.2013) прочло 250000 человек, это всего-то 0,17% населения России. А сколько людей из прочитавших, реально что-то вынесли для себя отсюда, сколько людей изменили свою жизнь или приняли важное решение на её основе?… Мне иногда пишут, что моя статья была полезна, и это огромная радость для меня. Но я вполне отдаю себе отчёт в том, что людей, реально изменивших свою жизнь после прочтения статьи в интернете, очень мало.

Чтобы что-то менять основательно, нужно делать это на уровне правительства. А современным правительствам в странах СНГ не нужны умные люди - они задают слишком много неудобных для власти вопросов.

Поэтому лозунг этой статьи скорее "Спасайся, кто может!", а не "Спасём мир!". Спасайтесь сами, спасайте своих детей.

К школе много вопросов. Безусловное достоинство школы в том, что там ребенок знакомится со всем разнообразием ничем не прикрытых человеческих пороков - дети еще не умеют их скрывать. Происходит вторичная социализация.

Но школа не готовит к самостоятельной, ответственной, разумной, взрослой жизни. Школы - это заводы комплектующих для больших систем. В то время как человек имеет потенциал сам стать большой системой.

В школе не учат лидерству, там не поощряется выделяться и быть не таким, как другие. В школе не учат ставить под сомнения утверждения авторитетов. В школе внушают, что ошибаться - это плохо, стыдно, наказуемо. В школе не развивают чувствительность и интуицию. Но самый большой косяк школы - когда учителя требуют от ученика в первую очередь знать, а не понимать. Информация, которую вы знаете, но не осознаёте её смысловую взаимосвязь с другой осознанной информацией, улетучивается из памяти через неделю, месяц, год. Потому что такая информация не пропитана эмоциями.

Да, я понимаю, что разные бывают школы, разные бывают учителя. Здесь я только обобщаю - это обобщение справедливо для среднестатистической школы на просторах СНГ.

Последствия насилия ума в школе сказываются еще и в том, что после выпускного, мало кто сохраняет в себе тягу в знаниям, к развитию мышления, к самосовершенствованию. А умный человек не может без этого, он не может перестать учиться, он не может перестать быть любопытным. Вне зависимости от возраста.

Что делать? Есть вариант обучать ребёнка на дому, с частичным посещением школы (для этого пишут заявление в школу об индивидуальном плане обучения). Есть репетиторы, которые имеют возможность большую часть времени тратить на объяснение, анализ материала. Вообще говоря - учитель нужен прежде всего именно для того, чтобы объяснять, отвечать на вопросы. Рассказывать - может и книга, учебник, пособие.

Нет универсального рецепта для всех, потому что у всех очень разные обстоятельства. Просто нужно иметь в виду - наряду с безусловной пользой от школы есть и безусловный вред.

Помните, из "Иронии судьбы, или с лёгким паром!":

- Ошибки врачей дорого обходятся людям... Ошибки учителей менее заметны, но... в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого.

Полных классов я закончил наверное пять или шесть… потом я стал бывать в школе реже, а потом вообще перестал ходить. Как только почувствовал, что не интересно. Когда человеку не интересно - его не принудишь интересоваться. Заставить сидеть и слушать, зубрить, учить - можно. Но сами по себе факты, цифры, знания, не могут вызывать эмоции. Потому что эмоции вызывает только смысл, а смыл появляется только при осознании значения фактов. А без эмоций не может быть интересно.

Я пропадал главным образом у соседа, куда перенес свой компьютер, и на котором мы играли в игры. Кроме того, за не имением денег в семье, я с десяти лет придумывал разные способы, как их заработать (и компьютер в 14 лет я покупал уже на свои деньги). Сначала я собирал макулатуру и бутылки. Потом промышлял на городской свалке. Летом обдирал растущие в центре города плодовые деревья, и продавал яблоки, груши, алычу и сливы на продуктовом рыке. Воровал рюкзаками с полей кукурузу, горох, картошку.

Родители действительно были слишком загружены, чтобы следить за мной. Они, конечно, говорили мне, что нужно хорошо учиться, а проконтролировать продекламированные мне устно требования - было некому и некогда. Отец писал большой роман, ничего не зарабатывал, а мать работала журналистом и пыталась прокормить семью из четырёх человек - еще у меня есть старшая сестра.

Мне просто повезло с моими родителями - они дали мне главное - свою любовь. И повезло, что не давали денег на карманные расходы, и что у них не хватало сил проследить за моим образованием.

Когда же по бумагам я перешел в десятый класс, мой отец наконец узнал, что сын не ходит в школу, и устроил скандал. Но скоро стало очевидно, что я пропустил не одно занятие, и не четверть, а что я пропустил всю школу целиком. Отец махнул на меня рукой, имея все основания полагать, что спасти меня уже невозможно.

Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что я очень отстал от своих сверстников в смысле образования, количестве знаний, мой ум не был изнасилован. В восемнадцать я сходил в армию и только вернувшись оттуда, в двадцать лет, я начал задаваться вопросами. Кто я? Что я должен сделать в этой жизни? К чему мне стремиться? Какое занятие воодушевляет меня больше других? И чтобы понять, разобраться, я начал думать, стал читать, стал пробовать себя в разных занятиях... И только к тридцати годам я смог дать себе более-менее вразумительные ответы на некоторые из этих вопросов.

К оглавлению
Остановка в развитии

После школы, колледжа или университета человек приходит на работу, которая определяет дальнейшее развитие мышления человека. На однообразной и монотонной работе мышление не развивается. Продавщица в бутике, охранник на автомобильной стоянке, рабочий за станком, таксист. Как правило, эти люди изо дня в день выполняют одни и те же действия. Используют всегда одни и те же шаблоны поведения.

Люди с возрастом обременяются заботами, бытом, проблемами

Никто из них, разумеется, не замечает за собой остановки в своём развитии.

Оглянитесь вокруг! Еще раз, обратите своё внимание на детей! Сколько фантазии, жизнерадостности, сколько страсти и огня в их глазах! В подростках, ум которых изнасилован в школе, этого уж меньше. А после тридцати…. много вы знаете людей, сохранивших в себе стремление познавать мир, развиваться, искать себя… с огоньком в глазах?

Люди с возрастом обременяются заботами, бытом, проблемами. Для решения усложнившихся задач, требуется и более высокий уровень мышления. Нужно самому зарабатывать деньги, самому определять как ты живешь, что ты делаешь… Но подавляющее большинство людей прекращает развивать своё мышление уже к окончанию школы… В то время как задачи - только усложняются. И вот человек уже не может эффективно решать встающие перед ним задачи. Он тратит много усилий для достижения незначительного результата. Естественно, у него просто не остаётся сил и энергии радоваться жизни. В нём нет ребячества, нет любопытства, нет страсти. В нем нет жизни, вся энергия тратится на обеспечение выживания (и традиция так жить - передаётся по наследству).

Человек же не остановившийся в своём умственном развитии легко справляется и с обеспечением своего выживания и с более сложными задачами, которые сам перед собой ставит. Он оптимизирует все бытовые вопросы, повторяющиеся задачи передаёт другим людям, а сам выбирает такое дело, занимаясь которым продолжает развивать своё мышление. И при этом у человека хватает времени и энергии радоваться жизни.

Я утверждаю - большинство людей останавливается в своём умственном развитии к моменту окончания школы

Жизнь - это вопрос степени. Камень, растение, насекомое, животное, человек.

В мире больше тысячи долларовых миллиардеров. Эти люди получают миллионы долларов в месяц. Да, вы не знакомы с этими людьми, вы не из их круга, поэтому вы плохо себе представляете, как можно получать сто миллионов долларов в месяц. Но пока вы себе этого даже не представляете, они получают. Каждый из них получает в месяц в сто тысяч раз больше, чем обычный человек. А теперь представьте, что один человек может быть живее другого. Во сколько раз? Я не знаю. Во много.

Можно быть чуть больше, чем животное. А можно быть очень живым человеком. Ведь вы понимаете, что смерть - это горе. А не жить при жизни? Оставаться животным, имея возможность быть человеком? Это не горе? Это разве не стихийное бедствие, в котором растворяются жизни людей на всей планете?

Я утверждаю - большинство людей останавливается в своём умственном развитии к моменту окончания школы. А столкнувшись с возросшей сложностью задач, не справляются с ними эффективно, и таким образом, вся их энергия уходит только на обеспечение выживания.

Почему, например, многие вспоминают студенческие годы, как лучшие в своей жизни? Неужели к двадцати годам они достигли пика своего развития? Именно так. Они достигли пика - и перестали развиваться. В то время как у человека, который сознательно и активно может жить до 60-100 лет, пик развития должен приходиться на 30 - 40 - 50 лет.

С возрастом остановка в развитии мышления до некоторой степени компенсируется опытом. Чем человек старше, тем он опытнее. Он обрастает шаблонами поведения на все случаи жизни. В личной жизни, на работе. Он уже давно перестал изобретать, придумывать, экспериментировать. И так часто бывает.. он более или менее удобно устроился, у него есть квартира, машина, телевизор с большой диагональю... Семья, дети. И, казалось бы, - всё хорошо. Но вот человек чувствует за собой вину… В чём? За что? В чём он виноват, что не так?

А как насчёт не реализованного потенциала? Чувствуешь что мог, но не сделал? "На закате жизни жалеть о бесцельно прожитых годах…" Что может быть хуже, чем не прожитая жизнь? Я не знаю, что.

Да, возможно для женщины - семья, дети это выход, это смысл. Но и в семье, и в воспитании ребенка можно же быть изобретательной! Особенно в воспитании детей!

Среднестатистически, мужчины умнее женщин. Подавляющее большинство великих достижений человечества числится за мужчинами. Только вот биологические различия здесь совершенно ни при чём.

Традиционно, мужчина обеспечивал семью, работал. Женщина - поддерживала быт семьи, растила детей. Поэтому мужчины, постоянно сталкивались с более сложными и разнообразными задачами, и таким образом сильнее развивали своё мышление. Кроме того, мужчина ухаживает за женщиной, заботится о ней, и решает её задачи. Чем женщина привлекательнее, тем длиннее очередь желающих решать её проблемы.

Чем женщина привлекательнее, тем длиннее очередь желающих решать её проблемы

Да, у мужчины и женщины разные приоритеты. Женщина поддерживает жизнь, сохраняет её, в ней заложено консервативное начало. Мужчина же - бунтарь, он развивает жизнь, экспериментирует, рискует. Но так исторически сложилось. Женщинам веками внушали, что их главная задача - размножение, а если у женщины обнаруживался ум, так это по недоразумению. Могло быть по-другому.

Когда бы девушка, женщина, задалась целью быть полезной другим людям, когда бы она пришла к заключению, что размножение - это не основная её задача, она может развить своё мышление ничуть не хуже, чем мужчина. Поэтому, всё что я говорю здесь, в равной степени касается как мужчины, так и женщины.

Как не оказаться в такой ситуации, когда всё есть (квартира, дети, машина), а удовлетворения - нет? Не делать ту работу, которая не развивает мышление, которая ограничивает свободу работы ума.

Мне очень нравится, что по этому поводу говорил Маркс:

Из чего складывается отчуждение труда? Во-первых, работа является внешним по отношению к рабочему, не является частью его природы, и, следовательно, он не реализует себя в ней, но отрицает, испытывая при этом чувство унижения, а не удовлетворения, не развивает свои духовные и физические силы, а оказывается изнуренным физически и опустошенным духовно. Рабочий, следовательно, чувствует себя уютно только в часы досуга, тогда как на работе он чувствует себя бесприютным. Его работа является не добровольным, а вымученным, подневольным трудом. Она не является удовлетворением фундаментальной человеческой потребности, а только становится средством для удовлетворения других потребностей. Отчужденный характер работы проявляется сразу же в том, что, как только исчезает физическое или другое принуждение, от неё бегут, как от чумы. Мы приходим к тому, что человек (рабочий) чувствует себя свободным только в своих животных отправлениях, таких, как еда, питье и размножение, а также когда он находится в своем жилище и украшает себя, в то время как в своих человеческих отправлениях он низведен до животного. Животное становится человеком, и человек превращается в животное.

К оглавлению
Свобода

А если занятие, которым вы бы хотели заниматься, приносит не такой уж большой доход? Скажем, вообще недостаточный для выживания. А не любимое, занудное, отупляющее занятие - приносит. Что делать?

Идеальный вариант звучит так:

Сперва нужно совместить нелюбимое (доходное дело) с любимым (не доходным). Затем приложить максимум усилий для того, чтобы любимое дело начало приносить доход, достаточный для выживания. Полностью переключиться на любимое дело и - работать.

В теории всё просто. А на практике всё всегда запутано, сложно и не однозначно. Потому что у всех очень разные обстоятельства. И нет никакого годного для всех рецепта, каким образом вы можете придти к тому, что будете зарабатывать достаточно, занимаясь любимым делом.

Я, например, совмещаю чисто убыточные (в денежном смысле) проекты с теми, что приносят прибыль. Но вне зависимости от того, получаю я прибыль или нет, я всегда делал и делаю только то, к чему испытываю страсть (правда, приоритет "польза для других" у меня был не всегда, до меня очень долго доходило, как это важно). Я легко и без принуждения вкладываю деньги в финансово убыточные проекты, потому что извлекаю из них другую выгоду - выгоду самореализации.

Где-то видел картинку с надписью "Если не работать, то за что жить? А если работать, то когда жить?". Эта дилемма возникает при разделении жизни на "работу" и "не работу". В моей жизни такого разделения нет, вся моя жизнь это и есть работа, вся моя работа - это и есть моя жизнь. Это одно и то же.

При этом я не встаю в 6 утра и не работаю по 16 часов в сутки (хотя как исключение - такое тоже бывает). Как правило, я просыпаюсь, когда выспался, и работаю пока чувствую, что эффективен. Но при этом будучи уставшим, я могу работать сутки напролёт - просто потому что мне безумно нравится то, что я делаю. Потому что кроме меня самого, меня никто не заставляет. Здесь нет насилия и принуждения. Есть удовольствие от осознания, что именно сейчас я особенно живой. А могу целыми днями вообще ничего не делать. Просто читаю, гуляю, слушаю музыку, кого-нибудь люблю. О чём-нибудь думаю.

Вот что очень важно понять. Человек часто выбирает не любимое дело исходя из тех соображений, что деньги важнее, чем удовлетворение от самореализации в любимом деле. Кажется, будто бы деньги обеспечивают счастье, и надо же делать то, что приносит счастье... И как только человек определяет своё дело основываясь на этом соображении - тут же попадает в ловушку. В действительности же, деньги обеспечивают прежде всего некоторые свободы, но не счастье.

Деньги, в этом случае, дают очевидные свободы (можете покупать дорогие вещи, жить в элитной квартире и т.д.) но отнимают не очевидную, и главную свободу - свободу быть самим собой, заниматься любимым делом, чувствовать себя живым.

Можно обладать такой степенью свободы, когда вы сами решаете, что вы делаете в каждую минуту своей жизни. Для вас тогда не существует понятия "свободное время", потому что вы уже свободны делать то, что вы хотите, в любой момент времени.

Такая свобода есть у меня, например. Да я должен работать, но я работаю по своей воле. Свободный человек не свободен от обязательств и подчинения; он обязывается перед самим собой и себе же подчиняется. Не свободный человек - или не подчиняется себе, или подчиняется другим, или и то и другое одновременно.

Безусловно, свобода - всегда вопрос степени. Не существует абсолютной свободы, как и абсолютной несвободы. Потому что царь не свободен от законов физики, мироздания, а заключённый в одиночестве узник свободен думать, о чём хочет.

Не существует абсолютной свободы, как и абсолютной несвободы

Да, человек, делая свою работу качественно, с любовью, имеет право пользоваться такими же качественными услугами, вещами. Поэтому в дорогих вещах, телефонах, машинах - ничего плохого нет, напротив - это же здорово, что кто-то делает вещи очень качественно! Но плохо для вас, когда они являются самоцелью, а не следствием выражения благодарности людей. Ведь деньги, которые вы зарабатываете, это форма благодарности людей за ту пользу, которую вы приносите - такая была идея у денег.

Кроме того, не впадайте в заблуждение, что покупка дорогой вещи создаёт вам лично какую-то прибавочную стоимость. Купите машину за $100000. Прохожие, рядом остановившиеся водители на перекрёстке - будут обращать на вас внимание. Только не думайте, что они восхищаются вами. Они, в лучшем случае, думают:

Вот бы мне такую тачку! (высадить бы этого умотка за рулём и сесть самому за руль, все бы тогда на меня смотрели, и знали, какой я крутой).

На какое восхищение вы рассчитываете? Ведь никто не знает, как именно вы заработали на эту машину. Может, урвали кусок бюджета на укладку асфальта? Папенькин мажористый сынок? Не говоря уже про классическое "насосала", которое (правда, не без оснований) инкриминируют без разбора любой красивой девушке на дорогой машине. А еще нужно иметь в виду, что людям вообще приятнее думать, что вы незаслуженно ездите на дорогой машине - что же, неужели вы умнее их? Да конечно нет, вам просто повезло!

Я как-то завтракал в одной кафешке в гипермаркете, с окнами выходящими на парковку. Туда заехала девушка на BMW Z4, и я обратил на это внимание, потому что в то время ездил на такой же машине .Через десять минут она оказалась за соседним столиком. Вид у неё был цветущий и жизнерадостный. Я допивал чай, и перед тем как собраться и уйти, обратился к ней:

- Девушка, это же ваша Z4 там стоит на паркинге?

- Да, - ответила девушка, обрадовавшись возможности похвастаться.

- А как вы на неё заработали?

Мне кажется, никому и никогда я так не портил настроение, как той девушке, в то прекрасное утро.

Существует мнение, что вся проблема эпохи потребления сводится к тому, что мы людьми пользуемся, а вещи любим. В то время как должно быть наоборот. Так вот это полная чушь. Если ты любишь человека и не хочешь при этом быть ему максимально полезным - то что тогда есть любовь? Может быть бумажка, в которой написано, что вы являетесь владельцем этой вот самки, год рождения такой-то, цвет волос такой-то? Что есть любовь без стремления быть максимально полезным для человека? Пустое место.

Это прекрасно, что люди пользуются друг другом. Благодаря этому - существует цивилизация. "Любить" и "приносить пользу" - это одно и то же.

Проблема как раз в том, что люди не стремятся быть полезными. Господствует приоритет "максимум денег, пофиг чем заниматься". Когда приоритет будет смещен на "максимум пользы, любимое дело" проблема будет разрешена. Именно тогда вопрос "Как вы заработали на свою машину?" станет приличным, и люди будут отвечать на него с гордостью и воодушевлением.

Если ваша цель в жизни - максимум дохода, тогда да, делайте то, что вам не нравится, и что приносит максимальный доход. Но в таком случае будьте готовы к тому, что однажды у вас окажется всё, что вы хотели себе купить, а смысла в жизни - нет.

Если ваша цель в жизни - обретение счастья через насыщение жизни смыслом... занимайтесь тем, к чему вы испытываете подлинную страсть.

Даже если сейчас вы не можете заработать на вашем любимом деле ни рубля. Пройдёт время, может быть год, может быть пять, может быть десять лет. И ваше любимое дело неизбежно начнёт приносить вам доход. Если вы делаете что-то полезное для людей, и делаете это качественно, вкладывая всего себя в своё дело, вам отдадут должное.

И когда вы состоитесь в своём деле, у вас будет и смысл в жизни, и деньги.

Я берусь утверждать: вы не будете счастливы, пока не займётесь тем, к чему испытываете подлинную страсть. И вы не испытаете эту страсть на работе, где вы не используете своё мышление, свои идеи, свои изобретения, свои решения.

К оглавлению
Ничего нехочухи

Бывает и так, что человек не знает, что ему по-настоящему нравится делать. Мне часто пишут именно вот по этому поводу - я бы мол, и рад испытать страсть к тому, что я делаю. Только вот никакой страсти ни к чему нет. Вообще ни к чему.

Когда первый раз мне об этом написали, я просто не поверил, что так бывает. Как можно не испытывать удовольствия ни от одного занятия? Это не укладывалось у меня в голове. Но когда таких писем стало много… я понял, что огромное количество людей действительно никогда не испытывало удовольствия от работы… от результатов того, что ими было сделано. Они находятся в положении тех людей, которые каждый день от необходимости занимаются сексом, но не испытывают от него ни малейшего наслаждения. В положении проституток.

Что делать? Искать. Пробуйте себя в разном. Ошибайтесь, пробуйте снова. Ищите до тех пор, пока вы не поймёте, что не можете уже отделить себя от того, что вы делаете. Вы должны сами стать своим любимым делом. Вы должны быть тем, что вы делаете.

Понятия "выходной", "работа", "свободное время" должно для вас перестать существовать потому что вы сами есть то, что вы делаете, вы уже неотделимы от этого.

Я не имею понятия, в каких обстоятельствах вы сейчас находитесь. Когда стоит вопрос выживания, когда не хватает денег на еду, на одежду, тогда сложно заниматься поиском себя. Сначала, конечно, нужно решать проблему выживания. Но решив её, отправляйтесь на поиск своего дела. И не останавливайтесь, пока не найдёте его. Такая остановка - отправная точка, с которой жизнь начинает терять свой смысл.

К оглавлению
Сотворение

Конечно, можно быть изобретательным в каждой профессии. И рабочий со стройки может быть намного умнее профессора в университете. Если профессор представляет из себя не более чем архив информации, а строитель - подходит ко всем возникающим перед ним задачам с изобретательностью и творчеством, и за что иногда получает кренделей от прораба.

Но как правило, учёный задаётся вопросами, интересуется, пытается понять, открыть, доказать. Создать и разработать идею, теорию. А рабочий со стройки делает, что ему говорят. А делая, пользуется, главным образом, шаблонами поведения. Писатели, художники, музыканты, как правило – мыслители. Вот чистый холст, тетрадь, лист. Ничего нет. И если только это не заказ, а творчество от души, то никто же не скажет, что именно должно появиться. Это человек сам себе ставит задачу: я хочу что-то создать. Что-то показать, что-то рассказать, что-то дать почувствовать. А что именно?

Это человек сам себе ставит задачу: я хочу что-то создать

Это даже не всегда сразу понятно. Что-то просится наружу, и часто пока не закончишь работу, даже и сказать толком не можешь, что именно ты хочешь создать. И тут уж без мышления никуда: “Что я хочу выразить?” , “Что же здесь (создать) дальше?”, “Как это сделать лучше?”.

Владелец, учредитель бизнеса, как правило, умнее наёмного сотрудника. И не потому, что лучше образован. Владелец бизнеса постоянно сталкивается с нештатными ситуациями и вынужден придумывать, изобретать. Наёмный сотрудник в большинстве случаев имеет чёткие инструкции, что именно он должен делать. А не зная, как поступить, обращается к начальнику.

Это общее правило. Потому что в частности, например, куда лучше быть работающим по найму дизайнером, инженером или программистом в Apple, чем быть владельцем пяти ларьков на рынке.

Только одно имеет значение: создаёте вы или нет. Придумываете или нет. Изобретаете или нет. Потому что создавать, придумывать, изобретать, это значит реализовывать себя. Жить. Только так. Когда вы делаете механические, шаблонные действия, вы не живёте, не развиваетесь, не реализовываетесь. Вас можно было бы заменить автоматом, роботом.

Девять часов на работе, где вы ничего не придумали, где каждое ваше действие было предопределено шаблоном поведения - это маленькая смерть, которая вклинилась в вашу жизнь. И эти вклинивания могут повторяться каждый будний день на протяжении десятилетий. Вам мало той смерти, которая была до жизни и той, которая будет после жизни?

Да, в любом деле, в любой работе есть та часть, где нужно делать что-то механически, не раздумывая, просто делать. Никуда без этого. Но такая часть не должна быть определяющей. Механический набор действий приемлем как исключение, как необходимость, но не как основа.

Прежде всего нужно понять предельно простую вещь: если ничего нового не создаётся, значит используются уже существующие шаблоны. Если создаётся что-то новое – это мышление. И не важно, чего это касается. Задайте себе вопрос - какую роль играет мышление в том, что вы делаете изо дня в день? Что вы придумываете, создаёте, изобретаете? Если вы понимаете, что "ничего", или "почти ничего", - откажитесь от этого занятия. Это первый и самый необходимый поступок для того, чтобы стать умным человеком. Не сейчас, не сию же минуту. Но при первой же возможности. И начните создавать себе эту возможность как можно раньше. Например, сейчас.

К оглавлению
Умные тоже делают глупости

Я говорю "умный человек" и "глупый человек", имея в виду разную ступень развития мышления. Но эти понятия имеют смысл только в контексте совокупности всех обстоятельств человека, в сумме его поступков.

Потому что в частности, в одном конкретном случае, умный человек может сделать глупость. Он периодически их делает. А люди, в целом глупые, периодически совершают разумные поступки.

Как так? Автомобиль, например, может двигаться быстрее, чем летящий самолёт. Ту-154М отрывается от земли на скорости 210 км/ч, а в этот момент его легко обгоняет автомобиль Porsche 911 Carrera 4s двигаясь на скорости 293 км/ч. Автомобиль развил 100% своей мощности, а самолёт – 22,45% (от максимально возможной 935 км/ч).

Ту-154М отрывается от земли на скорости 210 км/ч, а в этот момент его легко обгоняет автомобиль Porsche 911 Carrera 4s двигаясь на скорости 293 км/ч

Человек, решая задачу, уделяет ей внимание, концентрируется на ней. Если умный не сконцентрируется и хорошенько не подумает, а глупый, напротив, загрузит мышление на все сто – то может оказаться эффективнее умного. Но это в частном случае; умного человека делает умным то количество раз, когда он загрузил своё мышление и хорошенько подумал.

В жизни по одному или даже нескольким поступкам очень сложно определить ум человека. Потому что исходные условия, то есть обстоятельства, в которых решаются задачи, не равны. Кто-то на старте был уже ближе к решению задачи, кто-то дальше. Кто-то загрузил своё мышление до предела, а кто-то решал задачу расслабившись. Кто-то решал задачу сам, кому-то помогали. Но не только это…

Если ваш ребенок сильно провинился, и вы его за это отшлёпали. Спросите у него, считает ли он правильным (умным, эффективным), что вы его отшлёпали. Я думаю, если он ответит, и ответит честно, ответ будет отрицательным. Шлёпая ребенка вы причиняете ему боль. То, что ему больно сейчас, ребенок понимает. Но он не понимает, что это принесёт ему пользу в будущем. Он глупее вас.

И вы не можете оценить ум человека, который умнее вас. Он строит более длинные цепочки последовательностей действий, учитывает больше факторов, у него лучше развита интуиция. Вы не можете держать в голове ту массу нюансов и деталей, которые учитывает он при разрешении своих задач.

Допустим, мы знаем что есть человечек, у которого есть цель - дойти до своего дома. Мы видим обстоятельства так:

Нет ничего проще: человечку нужно просто пойти по направлению к своему дому. Каково же наше удивление, когда первый шаг, который делает человечек, оказывается в противоположном направлении от дома:

Куда же он собрался, несчастный? Может быть ему плохо, и он не понимает, что делает? Ааа… наверное он просто передумал идти к своему дому, и решил идти куда-то в другое место! Ну ведь нельзя же идти к дому, двигаясь не к нему, а от него?

А теперь посмотрите, как свою задачу представляет себе сам человечек.

К оглавлению
Чем умные отличаются от глупых

Мне тяжело что-то утверждать совершенно однозначно, не теряя из вида возможность заблуждения. Но пусть ваша добрая воля, с которой вы взялись знакомиться с моими соображениями, послужит мне оправданием :)

✓ Умный человек имеет цель разговора. При встрече, по телефону, в чате. У него есть конкретная цель, задача. Для него разговор - инструмент для достижения цели. Глупые люди ведут разговоры ради самих разговоров - таким образом они потакают своей лени когда заняты, или борются со своей скукой и бездельем - когда имеют свободное от работы время.

✓ Умный комфортно чувствует себя в одиночестве, ему не скучно со своим содержанием, своими мыслями. Он понимает, что важные события, потрясающие открытия - могут происходить внутри человека. Глупые, напротив, всеми силами стараются избежать одиночества: оставаясь наедине с собой, они вынуждены наблюдать свою собственную пустоту. Поэтому им кажется, что что-то важное, содержательное, может происходить только вокруг. Они следят за новостями, стремятся к компаниям и тусовкам, сто раз в день проверяют почту в социальных сетях.

✓ Умный старается держать равновесие между размышлением и действием; между опытом извне (фильмы, книги, рассказы друзей) и своим собственным опытом; между верой в себя и осознанием, что он может ошибаться; между готовым знанием (шаблонами) и новым знанием (мышлением); между интуитивной подсказкой от подсознания (обобщением всего опыта человека) и точным логичным анализом ограниченных данных. Глупые легко ударяются в одну какую-нибудь крайность.

✓ Умный человек всегда стремится к расширению диапазона своего восприятия; к точности в ощущениях, чувствах, мыслях. Он понимает, что целое состоит из мельчайших деталей, поэтому так внимателен к мелочам, к оттенкам, к малому. Глупые довольствуются усредненными штампами.

✓ Умный знает много языков. Он общается с архитекторами через здания, с писателями через книги, с дизайнерами через интерфейсы, с художниками через картины, с композиторами через музыку, с уборщиком - через чистый двор. Он умеет общаться с людьми через то, что они делают. Глупые люди понимают только язык слов.

✓ Умный доводит начатое до конца. Он говорит себе: от меня зависит, будут ли мной предприняты усилия для достижения цели. Возможно, когда дело будет сделано, окажется, что оно не востребовано, и не приносит никому никакой пользы. Но если так и случится, умный человек легко переживёт это, потому что понимает, что он сделал всё, что от него зависело. Глупый человек останавливается едва начав, или на середине, или почти закончив, исходя из обоснованного предположения, что сделанное дело может оказаться не востребованным и не принесет никому никакой пользы.

✓ Умный понимает, какая бессчетная часть окружающего мира была изобретена и создана людьми. Он понимает, что ботинка, бетона, бутылки, листа бумаги, лампочки, окна - когда-то не существовало. Пользуясь тем, что было изобретено и создано, ему хочется в благодарность отдать человечеству что-то от себя. Он с радостью создаёт сам; а когда пользуется тем, что сделали другие, с удовольствием отдаёт деньги за это. Глупые, когда платят деньги за вещь, услугу, объект искусства, делают это без благодарности и с сожалением, что денег стало меньше. Они не видят людей, которые стоят за тем, что приносит им пользу, и не стремятся сами стать такими людьми.

✓ Умный строго соблюдают информационную диету, он не захламляет память фактами, данными, которые не нужны для решения задач, над которыми он работает. При этом изучая мир, он стремится прежде всего понять причинно-следственные связи между событиями, явлениями, вещами. Глупые употребляют информацию без разбора и не стараясь вникнуть во взаимосвязи.

✓ Умный человек понимает, что ничто само по себе не может быть оценено без контекста конкретных обстоятельств. Поэтому не спешит с выводами и оценками каких бы то ни было вещей, событий, явлений, пока не проанализирует совокупность всех обстоятельств, деталей. Он очень редко критикует, осуждает, судит. Глупый человек легко оценивает вещи, события, явления не вникая в детали и обстоятельства. Он с удовольствием критикует и осуждает, таким образом как бы чувствуя себя выше того, что является объектом его критики.

✓ Умный человек считает авторитетом того, кто заслужил авторитет перед ним лично. Он никогда не забывает, что даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться. Глупым людям достаточно сказать, что множество других людей признают определенного человека авторитетом. Они признают мнение правильным, если оно поддерживается большинством.

✓ Умный человек очень избирательно относится к книгам, которые читает, к фильмам, которые смотрит. Ему совершенно не важно, когда и кем была написана книга или когда был снят фильм. Его приоритет - содержание и смысл. Глупый человек читает книги, смотрит фильмы, которые сейчас в моде, которые популярны сейчас, и о которых все сейчас говорят.

✓ Умный человек имеет страсть к саморазвитию и росту. Для того, чтобы вырасти, он унижает себя, говорит себе: я не достаточно хорош, я могу стать лучше. Унижая себя в прошлом по отношению к будущему, он растёт. Глупые, стремясь возвыситься в глазах окружающих, унижают других, и таким образом, унижаются сами.

✓ Умный человек не боится совершать ошибки. Он воспринимает ошибки как естественную составляющую движения вперёд, к новому, не существующему. При этом старается не повторять свои ошибки . Глупые раз и навсегда хорошенько усвоили постыдность совершения ошибок.

✓ Умный человек умеет концентрировать своё внимание на том, что он делает. Для максимальной концентрации он может замкнуться в себе, быть недоступным ни для кого и ни для чего более. Глупые люди всегда открыты для общения.

✓ Умный человек убеждает себя, что всё в этой жизни зависит только от него, хотя понимает, что это не так. Поэтому он верит в себя, а не в слово "удача" . Глупые убеждают себя, что всё в этой жизни зависит от обстоятельств и других людей, хотя понимают, что это не так. Поэтому они верят в слово "удача", а не в себя. Это позволяет им снять с себя всяческую ответственность за то, что происходит в их жизни и таким образом - перестать жить.

✓ Умный человек бывает твёрд, как сталь, или мягок, как глина - исходя из своих представлений о том, каким следует ему быть при данных конкретных обстоятельствах. Глупый человек бывает твёрд, как сталь, или мягок, как глина - исходя из стремления соответствовать тому, что от него ожидают окружающие.

✓ Умный легко признаёт свои ошибки; его цель - разобраться в действительном положении вещей, а не быть "всегда правым". Он слишком хорошо понимает, как сложно разобраться во всём многообразии составляющих жизни, поэтому стремится не усугублять положение и не искажать ту небольшую часть действительности, которая с трудом даётся для понимания. Поэтому он не врёт. Глупые обманывают самих себя и других.

✓ Умные люди ведут себя в основном, как умные люди. Иногда они позволяют себе расслабиться и ведут себя как глупые. Глупые люди ведут себя в основном, как глупые люди. Но иногда они концентрируются, проявляют силу воли, прилагают усилия и ведут себя как умные люди.

Безусловно, никто не может поступать по-умному всегда и везде. Но чем больше в вас от умного человека - тем вы умнее, и чем больше от глупого - тем глупее.

К оглавлению
Смысл

Каждый сам себе придумывает смысл жизни. Чем бы человек ни занимался, во что бы ни верил, к чему бы ни стремился, в его жизни есть дела, вещи, цели, которые были назначены им важными и имеющими смысл.

Никакая философия и ни один мудрец не может указать на предназначение человека во вселенной. Мир состоит из миллиардов смыслов жизней, где на каждого живущего приходится по одному смыслу. Но какой бы путь вы ни выбрали, к чему бы ни стремились, чем смелее, амбициознее и выше ваши цели – тем лучше вам придётся развивать своё мышление, чтобы эффективнее достигать желаемого.

Каждый месяц в поисковой системе Яндекса более 1500000 человек задаётся вопросом как похудеть; более 200000 человек хочет знать, как бросить курить; не менее 50000 человек желает стать вампиром в реальной жизни. И только для 15000 человек важен ответ на вопрос “как стать умнее?”.

Становитесь умнее. Став умнее, вы научитесь достигать любые цели (которые вообще практически достижимы для человека). Умный человек понимает: для того, чтобы похудеть, нужно просто меньше есть; чтобы бросить курить, нужно просто перестать курить; а стать вампиром в реальной жизни – невозможно.

Помните, любите, фильмы Эльдара Рязанова - "Ирония судьбы или с легким паром", "Служебный роман", "Гараж", "Жестокий романс" и остальные?

На первом занятии Эльдара, во ВГИКе, его преподаватель, Григорий Козинцев, первым делом заявил:

- Режиссуре научить невозможно. Поэтому я постараюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом.

Но я не думаю, что можно "научить думать". Можно только объяснить, что значит думать, и почему это так важно - думать. А когда это понято, остальное - вопрос приложенных усилий. А вот усилия за вас уже никто не приложит, это я вам точно-точно скажу!

К оглавлению
Послесловие

Если вы находите смысл и пользу для себя в этой статье, пожалуйста, распространяйте её, пусть смысла и пользы будет еще больше! Вы можете цитировать, копировать эту статью частями или целиком, только пожалуйста, ставьте ссылочку на getsmarter.ru! Спасибо!!!!

Статья будет переписываться один раз в три-четыре года, можно подписаться на обновления.

К оглавлению

Послесловие редакции

Редакция ТЧК стала часто возвращаться к опубликованному. Вот и сейчас, спустя полгода после публикации, мы нашли презентацию в тему, раскрытую автором, и предлагаем ее нашим читателям.

16 Jul 15

Приглашение к обсуждению прочитанного

Из wikipedia.org

Свободная энциклопедия

Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы.

К тексту Неравенство обмена Пушкин и Дюма... Семь смешных философских грехов Honesty, Intelligence, and Leftism... Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Эльдар Александрович Рязанов (1927 - 2015), российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер. Народный артист СССР.

К тексту

Григорий Михайлович Козинцев (1905 - 1973) - советский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог. Народный артист СССР.

К тексту

Компьютерная история в лицах. Продолжение.

Жозеф Жаккар.

ЖАККАР (Jacquard) Жозеф Мари (1752 - 1834) французский инженер. В 1804 году изобрел полностью автоматический станок для выработки крупноузорчатых тканей, так называемую машину Жаккарда. Станок управлялся перфорированными картами и имел счетный механизм. Колода карточек с разным расположением отверстий задавала узор на плетении ткани. Каждая карточка управляла одним ходом челнока. Станок Жаккарда до сих пор применяется в ткацком производстве, а его идея была впоследствии использована для обработки информации с помощью компьютеров.

 

Никлас Зеннстром.

Никлас Зеннстром (родился 16 февраля 1966 года) является самым известным основателем нескольких громких онлайн-компаний - Skype и Kazaa . Совсем недавно он основал инвестиционную группу Atomico и стала значительным номинальным для предпринимателей в секторе технологий.

Зеннстром начал свою профессиональную карьеру в Европейском операторе связи Tele2. Он продолжал карьеру в таких различных сферах, как поставщик службы интернет-бизнеса get2net, генеральный директор портала, everyday.com и пр.

В 2001 году Зеннстром и Фриис стали соучредителями Kazaa. Никлас был генеральным директором. В 2003 году программа стала самой скачиваемой программой в мире.

Зеннстром также стал соучредителем Altnet, самой безопасной в мире точки-одноранговой сети.

Наиболее заметную славу принесла телефонная компания Skype. 14 октября 2005 года Skype был приобретен компанией eBay за €2100 млн ($2,6 млрд). Зеннстром был генеральным директором со дня основания Skype, до сентября 2007 года. В течение этого времени, Skype стал мировым лидером в области Интернет-коммуникаций с более чем 309 миллионами зарегистрированных пользователей в течение пяти лет с момента появления.

После продажи Skype, Зеннстром и Фриис в 2007 году запустили Joost , сервис онлайн-видео распределения (где Зеннстром был сопредседателем).

В 2009 году Зеннстром был частью инвестиционного консорциума, который купил Skype от eBay, а теперь снова присоединился к Skype. За 3 квартал 2009 года прибыль Skype составила $ 185 и 521 миллионов зарегистрированных пользователей.

В настоящее время Зеннстром работает в компании Atomico. Находясь в Лондоне, фирма в основном инвестирует в быстро растущие технологические компании. Atomico вложилось в более чем 30 компаний, в том числе MadBid, Last.fm , Xobni , Technorati , Heysan, RDIO и Woome.

10 мая 2011 Skype был куплен Microsoft за $8,5 млрд.

 

Дональд Кнут.

Дональд Эрвин Кнут (англ. Donald Ervin Knuth) - американский учёный, почётный профессор Стэнфордского университета и нескольких других университетов в разных странах, иностранный член Российской академии наук, преподаватель и идеолог программирования, автор 19 монографий (в том числе ряда классических книг по программированию) и более 160 статей, разработчик нескольких известных программных технологий. Автор всемирно известной серии книг, посвящённой основным алгоритмам и методам вычислительной математики, а также создатель языка ТeХ, предназначенного для верстки научных публикаций, и системы создания шрифтов METAFONT. Основную известность ученому принес ныне ставший классическим труд «Искусство программировани», первый том которого вышел более двадцати лет назад. В этой работе Дональд Кнут подытоживает и анализирует основные алгоритмы, используемые в програмировании. Дональду Кнуту также принадлежит авторство работы «3:16 Bible Texts Illuminated», посвященной исследованию стиха 15 каждой третьей главы всех 59 книг Библии.

Родился Дональд 10 января 1938 в Милуоки, штат Висконсин. Отец его преподавал бухгалтерский учет в университете, а также занимался печатным делом на дому. С юных лет Дональд проявляет большой интерес к математике, физике и музыке.

В 1956 г. он поступает в Кейский Технологический институт в Кливленде, где серьезно занимается математикой, а также начинает работать с компьютерной техникой - университет располагал IBM650, работе с которой Кнут посвещает многие вечера.

Большое влияние на юного Дональда Кнута оказали работы Андрея Петровича Ершова, впоследствии его друга:

«Это началось ещё когда я был студентом последнего курса. Тогда только появилась книга Андрея „Программирование для БЭСМ“, и мы, группа студентов, смогли убедить преподавателя русского языка включить её в курс в качестве одного из двух сборников текстов для изучения научной лексики.»

Получив в 1960 году сетепень бакалавра по математике, он посвящает себя системному программированию, в частности разработке компилятора языка ALGOL. В том же году он поступает в Калифорнийский университет, где в 1963 получает степень доктора философии по математике. В эти же годы он начинает работу над «Искусством программирования». Поначалу задумка состояла в том, чтобы создать просто книгу о компиляторах, но работа над ней растянулась на многие годы, а в результате на свет появился один из фундаметальнейших трудов по программированию. Книга была переведена на большое количество языков и разошлась по миру огромными тиражами.

В 1968 года Кнут становится членом Совета факультета Стэнфордского университета в качестве профессора в области компьютерной науки, а в 1979 получает из рук президента Дж. Картера Национальную медаль в области науки за свою работу по алгоритмам.

Продолжая работу над «Искусством программирования», Кнут все чаще замечает, что состояние полиграфических систем явно неудовлетворительно, особенно в части шрифтов и представления различного рода математических формул. В связи с этим, он с 1977 занимается разработкой компьютерной издательской системы, что приводит к появлению систем TeX и METAFONT. Летом 1986 года разработки Кнута по типографии были завершены, и вышел пятитомник «Компьютеры и набор знаков». Первый том посвящен ТеХ; второй содержит полный источник кодов ТеХ; третий и четвертый, соответственно, посвящены METAFONT и полному источнику кодов для него; пятый том содержит 500 с лишним примеров программирования по METAFONT.

Профессор Кнут удостоен многочисленных премий и наград в области программирования и вычислительной математики, среди которых премия Тьюринга (1974), Национальная научная медаль США (1979) и AMS Steele Prize за серию научно-популярных статей, премия Харви (1995 год), премия Киото (1996) за достижения в области передовых технологий, премия имени Грейс Мюррей Хоппер (1971). В конце февраля 2009 года Кнут занимал 20 место в списке самых цитируемых авторов в проекте CiteSeer.

 

Ада Лавлейс.

ЛАВЛЕЙС Огаста Ада Кинг (Lovelace Augusta Ada King), леди Байрон, графиня (10 декабря 1815, Мидлсекс (ныне в границах Лондона) - 29 ноября 1852, там же), английский математик.

Огасту Лавлейс называют первым программистом, так как она создала первую программу для вычислительной машины своего коллеги Чарлза Бэббиджа. Дочь знаменитого поэта лорда Байрона. Байрон вскоре после рождения дочери навсегда покинул Британию, и его дочь так и не знала своего отца.

Получила образование, занимаясь с частными преподавателями, а затем самостоятельно, в чем ей помогал Август Де Морган, первый профессор математики Лондонского университета. В 1835 году Ада вышла замуж за барона Уильяма Кинга, а когда он получил титул графа в 1838 году, стала графиней Лавлейс.

Уже в 1833 году ее заинтересовала аналитическая машина Бэббиджа. Она приложила все свои способности для реализации его проекта, поддерживала и вдохновляла его. В 1843 году перевела и аннотировала статью итальянского математика и инженера Луиджи Федерико Менабриа «Элементы аналитической машины Чарлза Бэббиджа». По ее выражению, аналитическая машина способна создавать алгебраические формулы, как жаккардовая машина может ткать цветы и листья. Она же предложила применять аналитическую машину для решения уравнений Бернулли.

 

Джон Мокли.

МОКЛИ Джон Уильям (Mauchly John William) (30 августа 1907, Цинциннатти, шт. Огайо - 8 января 1980, Эмблер, шт. Пенсильвания), американский физик и инженер, изобретатель (1946, совместно с Пр. Эккертом) первого универсального компьютера «Эниак» (ENIAC).

Преподавал электротехнику в Пенсильванском университете в Филадельфии. Во время Второй Мировой войны вместе с Эккертом занялся проблемой ускорения пересчета артиллерийских огневых таблиц для вооруженных сил США.

В результате была предложена конструкция универсального цифрового компьютера, который мог оперировать закодированными данными. Использовав разработки Дж. Атанасоффа, коллеги к 1946 году завершили создание модели «Эниак» (ENIAC), огромной машины, которая состояла из более 18 тысяч электронных ламп. Вес машины составлял 30 тонн, она требовала для размещения 170 м2. Машина оперировала двоичными числами и могла производить 5000 операций сложения или 300 операций умножения в секунду. Впервые эта машина была применена при баллистических военных исследованиях на Абердинском испытательном полигоне в 1947 году.

В 1948 Мокли и Эккерт основали компанию по производству компьютеров, которая через год представила бинарный автоматический вычислитель (BINAC), в котором вместо перфокарт уже использовалась магнитная лента. Мокли предложил идею такой системы кодирования, которая позволяла бы машине воспринимать алгебраические уравнения, записанные в традиционной форме.

В 1950 году фирма Эккерта и Мокли была приобретена компанией «Ремингтон Рэнд» (позднее «Сперри Рэнд корпорейшн»).

Третьим компьютером Мокли и Эккерта стал UNIVAC I, созданный специально для коммерческих расчетов. Он мог свободно обрабатывать как цифровую, так и символьную информацию. Первый экземпляр машины был передан в Бюро переписи населения США. Затем было разработано много различных моделей UNIVAC, которые нашли применение в других сферах деятельности. Таким образом, UNIVAC стал первым серийным компьютером.

За достижения на компьютерном поприще Мокли был удостоен многих наград. В1959-65 онзанимал пост президента и в 1965 - 1969 - председателя правления Mauchly Associates, Inc., в 1968 - 1980 - президента Dynatrend Inc., в 1970 - 1980 - президента Marketrend Inc.

 

Джон Непер.

НЕПЕР (Нейпир) (Napier) Джон(1550 - 1617),шотландский математик, изобретатель логарифмов.

Потомок старинного воинственного шотландского рода. Изучал логику, теологию, право, физику, математику, этику. Увлекался алхимией и астрологией. Изобрел несколько полезных сельскохозяйственных орудий. В1590-хгодах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако свой знаменитый труд «Описание удивительных таблиц логарифмов» опубликовал лишь в 1614 году. В конце1620-хгодов была изобретена логарифмическая линейка, счетный инструмент, использующий таблицы Непера для упрощения вычислений. С помощью логарифмической линейки операции над числами заменяются операциями над логарифмами этих чисел.

В 1617 году, незадолго до своей смерти, Непер изобрел математический набор, призванный облегчить арифметические вычисления. Набор состоял из брусков с нанесенными на них цифрами от 0 до 9 и кратными им числами. Для умножения какого-либо числа бруски располагали рядом так, чтобы цифры на торцах составляли это число. Ответ можно было увидеть на боковых сторонах брусков. Помимо умножения, палочки Непера позволяли выполнять деление и извлечение квадратного корня.

 

Адам Осборн.

ОСБОРН Адам (Osborne Adam) (р. 1940), американский предприниматель в области компьютеров, уроженец Таиланда. Создатель компании Osborne, производителя первых портативных персональных компьютеров.

Закончил Бирмингемский и Делавэрский университеты. В 1968 году защитил докторскую диссертацию по химической технологии. Начал работать с компьютерами в корпорации Shell Development в Калифорнии в конце1960-х, а затем основал собственную компанию Osborne & Associates (1970) в Беркли (Калифорния). Работал издателем, консультантом-программистом с 1970 по 1979 годы. Пробовал себя и в области литературы. В 1979 Осборн продал свое издательство компании McGraw-Hil.

В 1980 он основал компьютерную фирму Osborne Computer Corporation, вложив в это 250 тысяч долларов собственных денег. Компания начала выпускать первый портативный персональный компьютер, имевший размер чемоданчика. Это был еще не ноутбук, так как весил он 11 кг, но уже мог умещаться под сиденьем самолета. Osborne I стал бестселлером при цене в 1795 долларов, включавшей стоимость всего оборудования, футляра, программ обработки текстов и электронных таблиц. Спрос на него был так велик, что спустя два с половиной года компания обанкротилась, не справившись со своими обязательствами. Тогда Осборн основал компанию Paperback Software, которая вскоре также развалилась после утраты авторских прав в пользу компании Lotus Development.

В 1990 году Осборн создал два новых предприятия - компанию по производству печатных плат в Индии для продажи их в США и компанию, занимающуюся искусственным интеллектом.

 

Дэвид Паккард.

ПАККАРД Дэвид (Packard David) (7 сентября 1912, Пуэбло, шт. Колорадо - 26 марта 1996, Стэнфорд, шт. Калифорния), американский инженер и предприниматель, соучредитель компании Hewlett-Packard.

В 1934 году, получив степень бакалавра Стэнфордского университета (шт. Калифорния) был принят на работу в компанию Дженерал Электрик. В 1938 вернулся в Стэнфорд, где получил диплом инженера-электрика, а в 1939 вместе с Уильямом Хьюлеттом основал фирму, которая обосновалась в гараже небольшого двухэтажного дома в Пало-Альто. Первоначальный капитал компании составлял 538 !) долларов. Сегодня на стене этого гаража красуется табличка «Здесь начиналась Силиконовая долина», а сам гараж стал неотъемлемой достопримечательностью Калифорнии.

Прошло много лет, и компания превратилась в мирового лидера по производству тестовых и измерительных систем, персональных компьютеров и принтеров. Паккард являлся президентом фирмы с 1947 по 1964 год, исполнительным директором с 1964 по 1968,председателем правления с 1964 по 1968 и с 1972 по 1993, после чего вплоть до своей смерти в 1996 году являлся почетным председателем в отставке.

В 1968 году президентом США Ричардом Никсоном Паккард был назначен заместителем министра обороны. На этом посту он прослужил до 1971 года, а в 1972 вернулся в Hewlett-Packard. В 1970-х и 1980-х годах Паккард был советником Белого дома по вопросам безопасности и менеджмента.

Хьюлеттом и Паккардом была разработана целая шкала ценностей «Путь Хьюлетта и Паккарда», в основе которой лежит основной принцип развития компании - постоянное движение вперед с учетом трансформаций рынка, а также неустанная забота о качестве жизни своих сотрудников.

Паккард активно участвовал в общественной жизни страны. Возглавлял многие фонды (в поддержку университетов, молодежных организаций, обществ планирования семьи и др.) и благотворительные организации. Большую роль сыграл в основании самого большого в мире Монтерейского Аквариума, на устройство которого семьей Паккарда было пожертвовано 55 млн. долларов. С полным правом можно сказать, что его вклад в дело социального и научно-технического развития страны беспрецедентен.

Башир Рамеев.

Башир Искандарович Рамеев начинал свою научную деятельность в области вычислительной техники в Энергетическом институте АН СССР (ЭНИН) под руководством член-корреспондента Академии наук И. С. Брука. Летом 1948 года молодой инженер и уже маститый ученый выступили соавторами оригинального проекта под названием «Автматическая цифровая электронная машина». Это был первый в стране проект цифровой ЭВМ с жестким программным управлением, завершенный за несколько месяцев до начала работ над МЭСМ.

В 1949 году Б. И. Рамеев перешел в недавно созданное специально для разработки и конструирования цифровых вычислительных машин СКБ-245, организацию, которая стала негласным конкурентом ИТМ и ВТ С. И. Лебедева. Опираясь на опыт совместных работ с Бруком, Рамеев разработал проект новой машины. Формально Рамеев считался заместителем главного конструктора «Стрелы», Базилевского, но фактически именно он был автором проекта машины. ЭВМ «Стрела» стала первой советской серийной ЭВМ: в промышленных условиях было выпущено 7 экземпляров этой машины. За создание «Стрелы» Рамеев и его коллеги в 1953 были удостоены Госпремии. После «Стрелы» Рамеев начал активно работать над новой ЭВМ, «Урал-1», уже в качестве генерального конструктора. Первая машина серии должна была производиться в Пензе, и Рамеев с группой молодых сотрудников СКБ-245 переехал туда. Ламповая машина «Урал-1» была выпущена в 1954 году. Эта ЭВМ с быстродействием 100 операций в секунду и памятью на магнитных барабанах относилась к разряду малых недорогих машин преимущественно для инженерных применений и в течение многих лет использовалась вычислительными центрами страны.

После разработки еще нескольких моделей «Урал» на ламповой элементной базе и с оперативной памятью уже на ферритах Рамеев в 1960 году перешел к созданию семейства полупроводниковых «Уралов». Машины Рамеева представляли собой универсальные системы для решения различных инженерно-технических, планово-экономических и управленческих задач. В этой серии была воплощена идея создания унифицированного семейства конструктивно и программно совместимых машин разной производительности. Фактически, это уже были принципы разработки машин третьего поколения, получившие у нас воплощение в сериях ЕС и СМ ЭВМ в70-егоды.

В начале 50-х в двух ведущих технических вузах Москвы - МИФИ и МЭИ - были введены курсы по вычислительной технике. В МЭИ лекции читал Лебедев, а в МИФИ - Рамеев, не имевший высшего образования, поскольку в30-егоды его исключили из института как «сына врага народа». Понимая неопределенность такого положения, Рамеев обратился в Министерство культуры с просьбой, чтобы ему разрешили завершить свое образование, сдав необходимые экзамены экстерном. Увы, чиновники не только отклонили его просьбу, но и запретили заниматься преподавательской деятельностью. Так ученый с опытом разработки и ввода в эксплуатацию одной из первых ЭВМ в стране остался формально без высшего образования. Однако это не помешало ему стать главным инженером и заместителем директора по научной работе Пензенского НИИ математических машин и получить впоследствии степень доктора технических наук без защиты диссертации.

 

Айвен Сазерленд.

Айвен Сазерленд (англ. Ivan Sutherland) - пионер компьютерной графики, создал первый интерактивный графический пакет «Sketchpad», прообраз будущих САПР. Одновременно впервые применил объектно-ориентированный подход к программированию. Лауреат премии Тьюринга.

Среди других заслуг этого ученого - создание первого шлема виртуальной реальности и алгоритм Кохена-Сазерленда, позволяющий эффективно находить отрезки прямых, находящихся внутри прямоугольника. Родился Айвен Сазерленд 16 мая 1938 в городе Гастингс, штат Небраска. Получил степень бакалавра по электротехнике в Технологическом Институте Карнеги (ныне - Университет Карнеги - Меллон), степень мастера в Калифорнийском Технологическом Институте, а затем степень доктора философии по электротехнике и компьютерным наукам в Массачусетском Технологическом Институте в 1963 г. В 1964 г. Сазерленд возглавляет департамент технологий обработки информации американского оборонного агентства ARPA (Information Processing Technology Office - IPTO). С 1965 по 1968 работает в Гарвардском Университете, с 1968 по 1974 в Университете Юты, а с 1974 по 1978 в Калифорнийском Технологическом Институте.

В 1961, будучи еще студентом МТИ, Айвен Сазерленд, создал компьютерную программу, названную «Альбомом» (Sketchpad). Она позволяла рисовать простые фигуры на дисплее, сохранять их, а также обращаться к уже готовым прототипам. Ввод информации осуществлялся при помощи светового пера, принцип работы которого достаточно прост. На кончике пера располагалась небольшая фотоэлектрическая ячейка, испускающая поток импульсов. Как только перо оказывалось в видимой области экрана монитора компьютера, специальный уловитель импульсов реагировал на положение пера. Эта реакция отображалась соответствующим образом: на экране возникала линия. Сазерленд находил, казалось бы, гениальные решения тех проблем, с которыми ему приходилось сталкиваться при создании «Альбома». Даже сейчас многие привычные для нас вещи берут своё начало именно из идей Айвена. Так, например, если вам требуется нарисовать квадрат, вас совершенно не заботит, как сделать это правильно: нарисовать четыре одинаковых отрезка, соединив их под прямым углом. Вы просто выбираете необходимый инструмент для рисования квадрата, задаёте местоположение и размеры последнего, а компьютер всё делает за вас. Другой пример идей Сазерленда, реализованных в «Альбоме», заключён в том, что программа позволяла моделировать объекты. Можно было работать с изображением автомобиля, изменяя размеры его шин, но не затрагивая остальную часть модели. Сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся, но тогда считалось новинкой. Следует отметить, что графика в то время была исключительно векторной, построенной из множества тонких линий. В 1966 г. производитель вертолетов компания Bell Helicopter начала разработку систем для управления ночными полетами с использованием инфракрасных камер, установленных вне кабины, и приемников, расположенных непосредственно перед глазами, на шлеме пилота. Эти эксперименты показали, что пилот вполне может летать с такими «искусственными» глазами. Направление получило название «удаленная реальность» (Remote Reality).

Успех опытов подтолкнул Сазерленда, который был тогда профессором Гарвардского университета, и его студента Боба Споулла (Bob Sproull) к идее заменить инфракрасные приемники электронными трубками, подключенными к компьютеру. В результате родился видеошлем (Head-Mounted Display), ставший впоследствии одним из основных элементов систем виртуальной реальности.

Первые изображения, демонстрируемые шлемом, были, естественно, трехмерными, но каркасными. Вплоть до 1975 г. Сазерленд и его сподвижники работали над проблемой скрытых поверхностей, придания реалистичности изображению. Последняя статья Сазерленда, посвященная этой теме - A Characterization of Ten Hidden-Surface Algorithms - содержит описание десяти алгоритмов, основанных на сортировке поверхностей по расположению и глубине. Позже он оставил ВР, избрав иное поле научной деятельности.

Старший брат Айвена, Берт Сазерленд, также является известным ученым в области компьютерных наук.