От редакцииПо крайней мере, действительные члены Чайного Клуба никогда не были истинными приверженцами и знатоками хмельного напитка, хотя при случае могли пропустить пару кружек ординарного пива, продающегося в магазине, или посидеть в дружеской компании в появившихся в последнее время многочисленных пивных ресторанах-пивоварнях. Но случай с пивологией - особый случай. Пивология стопроцентно отвечает главному девизу Чайного Клуба - Желаем процветания той науке, которую вы придумаете! - который определил всю паранаучную деятельность Чайного Клуба еще в далеком 1986-м г. (чего стоит мускэлефология, изучающая превращения мух в слонов!). Поэтому редакция с радостью публикует результаты пивологических исследований петербуржца Юрия Катунина, охватывающие промежуток времени от библейских времен. При этом автор рассматривает не только исторические аспекты, но и психологию любителей пива и их противников. Тематика исследований пивологических процессов очень разносторонняя - от все о пиве и пивной культуре до о пиве без особых глупостей. Кстати, почитать блог Юрия Катунина редакции .ТЧК посоветовал еще один молодой ученый из Подмосковья Евгений Смирнов, которому поначалу редакцией ТЧК и было предложено описать результаты своих пивологических исследований. Новый раздел ТЧК открывают несколько публикаций, взятых из блога Beercult (редакция ТЧК не считает это название удачным: автор рассматривает этот напиток без особого, присущего всем широко известным культам, пиетета), но видит в текстах блогера и научный подход, и широту взглядов, совсем не присущую людям, поклоняющимся культам, и множество других достоинств, характерных для научных работников. Мы надеемся, что эти несколько публикаций сподвигнут Евгения Смирнова на исследовательскую работу в области пивологии - науки, им самим и придуманной. 6 Nov 14
Юрий Катунин. ПИВОПУРИТАНСТВО.А был ли закон?Мне постоянно задают вопрос:
На него я всегда отвечаю:
На поверку оказывается, что многие слышали звон, да не знают, где он. Существует устойчивое заблуждение, что есть некий средневековый Закон о чистоте, который регламентирует исключительно состав пива: солод, вода и хмель – это и только это должно использоваться для приготовления пива. Но даже состав, указанный в законе, называется зачастую неверно. Давайте прочтём его. В оригинале он выглядит следующим образом:
Перевод будет примерно таким:
Итак, что же мы видим? Закон, прежде всего, регламентирует ценообразование на пиво. Согласитесь нельзя соблюдать одну часть закона, а вторую его часть игнорировать. Закон есть закон. Dura lex, sed lex! Нельзя покрасить забор наполовину. Забор можно покрасить или не покрасить. Закон невозможно недособлюдать. Но где вы сейчас найдёте в Германии литр пива за пфенниг или геллер? Немецкая марка вышла из обращения в январе 2002 года. Тогда её обменивали на евро по курсу 1,95583. Соответственно, когда на бутылке красуется надпись, что пиво сварено в соответствии с Законом о чистоте пива, то стоимость такой бутылки должна быть не выше 0,255 центов. Иначе эту бутылку следует изъять в пользу местного магистрата. Теперь рассмотрим состав, указанный в законе. Закон говорит не о солоде, а о ячмене. Gerste – это по-немецки ячмень. Что это означает? Означает, что в пиво действительно нельзя употреблять рис и кукурузу, но также пшеницу и рожь. Рис и кукуруза тогда ещё не были распространены в Европе. Несложно сделать вывод, что закон направлен был исключительно против пшеницы и ржи. А почему? Всё очень просто. Населению не хватало пищи, а знать варила пиво из пшеницы. Вильгельм IV эту привилегию своим законом её и лишил. Только и всего. В любом случае нелепо выглядят этикетки пшеничного пива, ссылающиеся на то, что данный сорт сварен в соответствии с законом о чистоте. Конечно же, закон не упоминает о дрожжах. Тогда никто и не подозревал об их существовании. Пиво делали способом спонтанного брожения, передавая свой эмпирический опыт из поколения в поколение. О роли микроорганизмов в процессе брожения стало известно только в середине XIX в. Означает ли это что использовать культурные расы дрожжей для приготовления пива нельзя, ибо закон о чистоте не велит? Стоит ли себя загонять в какие-то рамки, ограничивать себя от ламбиков и гёзов, аббатских и траппистских элей, берлинер вайссе, японских рисовых сортов и много другого только потому, что когда-то там, на исходе средних веков в городке Ингольштадте кто-то издал свой местный закон? Надо признать, что пивопуританство в современном мире – это исключительно маркетинговое явление. Многие люди верят во что-то, чего сами не знают... Данная вера основана всего лишь на ничего незначащей надписи на этикетке. Не замыкайтесь на этом. Больше пива хорошего и разного! P.S. Да, кстати, Gebot – по-немецки заповедь, приказ. А слово закон звучит иначе - Gesetz. Приглашение к обсуждению прочитанного |
Из wikipedia.orgРайнхайтсгебот, закон, регламентирующий производство пива в Германии. Пфенниг, германская разменная монета достоинством в 1/100 марки, имевшая хождение до введения евро. Геллер, разменная монета германских государств в Средневековье и Новое время; в ХХ веке - разменная монета Чехии и Словакии. Немецкая марка, денежная единица Федеративной Республики Германия, вышедшая из обращения после перехода на евро в 2002 году. Евро, официальная валюта 18 стран «еврозоны». Вильгельм IV (1508 - 1550), герцог Баварии в 1508 - 1550 годах. Ламбик, вид бельгийского пива. Gueuze is a type of lambic, a Belgian beer. Abbey beers is originally applied to any monastic or monastic-style beer. Траппистское пиво, разновидность бельгийского эля. Берлинер Вайссе имеет слегка кислый вкус. Ингольштадт, город в Германии, в земле Бавария на реке Дунай. |