Иван Маслюков. КАК СТАТЬ УМНЕЕ?Помни о смертиСтив Джобс в своём выступлении перед выпускниками Стэнфорда говорит: - "Помнить, что я скоро умру, - великолепный инструмент, который помог мне принять все самые важные решения в жизни. Мысль о скорой смерти - лучший способ избавиться от иллюзии, что тебе есть что терять. Ты уже будто голенький, и нет причины не следовать за своим сердцем. Смерть - это лучшее изобретение жизни". В своём стиле поется об этом в песне "Сдохнуть" группы "Кровосток":
Это замечательная песня, в которой красочно рассказывается о большом разнообразии способов неожиданно умереть. У Земфиры:
Идея одна: сейчас есть, а “потом” может уже не быть. Это значит, что если будешь лениться, ты просто можешь не успеть сделать то, что чувствуешь, что должен. Это значит, что выбирая между любимым и не любимым делом нужно выбирать любимое - без страха провалиться, не справиться, опозориться, потому что перед лицом смерти эти страхи теряют свою власть. Потому что придёт день, когда сделанным останется только, то что ты сделал. Не то, что собирался, а то, что успел. Бояться смерти, потому что не успеешь сделать что-то новое, а что-то останется недоделанным. Вот именно это значит заниматься тем делом, к которому испытываешь страсть. Вот именно это для человека значит жить. Для меня лично. Именно боязнь "не успеть, хотя бы что-то успеть" означает счастье. Все остальные варианты - через приоритеты "максимум денег", "удовольствия за деньги", через тщеславие и власть - ведут в тупик. Компоненты эффективностиСпособность прогнозировать отдалённое будущее и выстраивать в воображении длинные цепочки из действий - это один из компонентов эффективности. Но также, чем вы умнее, тем больше факторов вы можете учесть при решении задачи (грубо говоря, тем шире диапазон возможных действий вы можете себе представить). Чем вы умнее, тем точнее вы можете определить приоритет каждого из возможных действий (не имеет значения > влияет незначительно > оказывает влияние > принципиально важно) и таким образом вы можете выстраивать цепочки из более важных действий, а менее важные - отбрасывать в сторону; Чем вы умнее, тем точнее вы можете определить степень вероятности последствий (результатов) от ваших действий (невозможно > маловероятно > вполне может быть > скорее всего > неизбежно). Эта закономерность справедлива и для конкретного размышления над отдельно взятой задачей (загрузка мышления) и для мышления в целом (максимально возможный уровень мышления). Становиться умнееМы уже пришли к тому, что мышление развивается вместе с увеличением нагрузки на мышление. А сейчас нам очень важно понять, при каких обстоятельствах мышление загружается, а при каких - нет. Представим, например, начало обычного рабочего дня. Вы проснулись. Вы задумываетесь, что делать? Нет. Умыться, позавтракать, выйти из дома. Вы задумываетесь, как умыться? Нет. Зная, что делать, как делать, мышление работает с минимальной нагрузкой. Включенный компьютер, сразу после того как загрузился, использует только 1 - 2% от процессорной мощности, заведённый автомобиль держит холостые обороты, используя 10 - 12% от полной мощности. И человек, находясь в сознании, не может ни о чём вообще не думать (иначе – человек засыпает, как автомобиль ниже предельно низких оборотов - глохнет). Даже мысль о том, что вы ни о чём не думаете – это уже работа мышления. Поэтому можно утверждать, что человек, находящийся в сознании, постоянно о чём-то думает, вопрос только в степени загрузки мышления. Какие-то задачи загружают мышление больше, какие-то меньше. Чем сложнее задача, тем большее мыслительное напряжение требуется, чтобы эффективно разрешить эту задачу. А сложная задача – это прежде всего оригинальная задача, то есть такая, с которой вы раньше не сталкивались, не похожая на все предыдущие ваши задачи. Одеться, умыться, позавтракать – это простые задачи. Если ваше утро прошло по обычной программе, то есть у вас ни разу не возникло в голове ясного вопроса "Что мне нужно сделать в этой ситуации?" который бы вызвал у вас затруднение, можно сказать, что за всё утро вы ни разу не загрузили мышление. Как же вы умудрились одеться, умыться и позавтракать, не загружая мышление? С помощью подсознания. Шаблоны поведенияА чем же руководствуется подсознание, решая задачи? Мне нравится слово "шаблон", хотя можно было использовать его синонимы -"стереотип", "паттерн", "штамп", "приём" и так далее. Я условно разделяю шаблоны, исходя из их сути и времени, требуемого на их реализацию. Самый масштабный шаблон - это шаблон жизни, который состоит из шаблонов поведения. Вот, например, есть такой шаблон: школа, институт, работа по найму, дети, пенсия, внуки, могила. Очень популярный шаблон, так как опробован многими поколениями. Шаблон поведения - это совокупность шаблонов действий. Как и все остальные шаблоны, он был когда-то опробован на практике и оказался достаточно эффективным для решения определённой задачи. Шаблон действия в свою очередь состоит из совокупности шаблонов движения. Например, краткосрочная задача "поставить чайник" состоит из множества шаблонов движений - каждое движение пальца, руки, ноги осуществляется через многократно испытанный шаблон. Шаблон движения состоит из шаблонов нервных импульсных сигналов, то есть шаблонных команд, которые мозг отправляет мышцам, чтобы те сокращались. Подсознание занимается тем, что исходя из текущей штатной задачи выстраивает цепочку из шаблонов, которые в совокупности должны привести к достижению цели. Любой навык, которому может научиться человек, есть ни что иное, как набор шаблонов движений. Печатать десятью пальцами вслепую. Танцевать. Говорить. Управлять автомобилем. Писать ручкой. Набирать номер. Имея огромный арсенал самых разных шаблонов, мы легко справляемся с задачами, с которыми имели дело раньше. Так же, например, соблюдение технологий производства на заводе позволяет выпускать с конвейера качественный продукт - ведь главное условие качества - точное соблюдения всех установленных процессов, программ. У животных есть безусловные рефлексы - те, которые в них заложены при рождении, и условные - то есть приобретенные в процессе жизни. Те же шаблоны; вернее - это я рефлексы отнёс к шаблонам, поскольку по сути это одно и то же. Использование шаблонов - это условие выживаемости и размножения. Но в то же время человек стал человеком, обретя способность создавать новое, а не только использовать хорошо усвоенное старое. А это - удел мышления. Критически важно держать в равновесии использование старого, хорошо проверенного, и нового, от части экспериментального. Нужно понять: ДисбалансБольшинство людей сильно злоупотребляет шаблонами поведения. Употреблять шаблоны - легко. Думать - тяжело. Большинство людей стремятся идти по пути наименьшего сопротивления. Кроме того, они уверены, что напряжение в мозгу – это плохо, и от этого нужно избавиться, как от боли в голове. У меня такое ощущение, что из-за какого-то вселенского недоразумения, никто не объяснил людям, что мыслительное напряжение в голове, что трудность, с которой протекает процесс мышления, - это хорошо! Что развитие мышления происходит также через преодоление сопротивления, через напряжение, как рост мышц - через боль в самих мышцах. Человека, столкнувшегося с необходимостью подумать, можно сравнить с человеком, у которого возникла необходимость подняться на десятый этаж. Подняться на лифте – быстрее и проще, чем подниматься по лестнице. Но нагрузка на мышцы ног делает ноги сильнее, а езда не лифте - нет. Зачем тогда нужны лифты, машины, самолёты? Они так же относятся к нашей физической энергии как шаблоны поведения относятся к мыслительной энергии - они её экономят, чтобы энергии хватало на другие дела. Но представьте человека, совершенно не испытывающего физической нагрузки, а вместо того пользующегося огромным количеством техники. Это довольно жалкое зрелище, потому что все мышцы этого человека окажутся атрофированными. Неиспользуемый орган атрофируется - это закон. Конечно, в жизни люди с атрофированными мышцами по причине полной обездвиженности встречаются только в больницах, зато все мы хорошо знаем, как выглядит тот, кто много ест, но пренебрегает физической нагрузкой. Поднимайтесь на лифте, ездите в автомобилях, летайте на самолётах! Но также гуляйте пешком, бегайте, или ходите в спортзал! Употребляйте шаблоны, но и не отказывайтесь от мышления исходя только из того соображения, что использовать шаблон поведения - легко, а хорошенько задуматься о чём-то сложно! Четкая граньНужно понимать, где проходит грань между использованием шаблонов поведения и мышлением. Подсознание постоянно обрабатывает огромный поток информации (зрение, слух, обоняние и т.д.), и относительно каждого информационного сообщения задаётся вопросом, требуется ли реакция (действие) со стороны подсознания. Пока совокупность всех данных указывает на то, что исполнение шаблона поведения происходит в штатном режиме, подсознание не передаёт мышлению задачи, а справляется самостоятельно используя соответствующие шаблоны. Подсознание передаёт в сознание только те задачи, для которых нет шаблонов. Представим, например, что вы сидите в очереди на приём к врачу. Ваше сидение на диване протекает в штатном режиме (вы уже много раз сидели на диванах и знаете, как это делается). Но вот напротив вас сел молодой человек. И вы замечаете, что из кармана его брюк торчит рукоятка пистолета. Как обрабатывает эту информацию подсознание: ✓ Требуется действие? ✓ Да (угроза для выживания). ✓ Есть шаблон поведения? ✓ Нет (впервые сталкиваемся с такой ситуацией). ✓ Передать задачу мышлению. Мышление тут же пытается ответить на вытекающие из этой ситуации вопросы: "Это игрушечный пистолет или нет?", "Может ли он причинить мне вред?", "Нужно ли мне сообщить об этом администратору?" и, в конечном итоге, решается сама задача: "Что мне делать в этой ситуации?" И так в любой другой ситуации, когда вы сталкиваетесь с тем, что не знаете, что делать (что сказать, как поступить, куда податься). Но вовсе не обязательно дожидаться, пока стечение обстоятельств подтолкнёт вас к тому, что вам необходимо будет хорошенько задуматься. Вы ведь сами можете ставить перед собой самые разнообразные задачи. Хорошо, конечно, тому, кто привык к этому с детства… Но тому, кто не привык, придётся вернуться назад, и начать всё с начала. Делай что тебе говорятВот дети крайне любопытны: им до всего есть дело, всем они интересуются, обо всём спрашивают, всё изучают. Можно сказать, любопытство – это врожденный инстинкт, свойственный всем маленьким человечкам. То есть любопытство, любознательность, интерес – тот самый фундамент, на котором стоит мышление, присущ каждому из нас с самого рождения. Сохранится ли любопытство и интерес к познанию у ребёнка, зависит от множества факторов. Но прежде всего – от родителей. Ребенок задаёт вопросы. Одни родители подробно и внятно отвечают на бесконечные расспросы детей, а не зная ответ на вопрос, узнают, и возвращаясь к этой теме, объясняют. Другие родители не зная, что ответить, начинают злиться: и что ребёнок ставит их в тупик своим вопросами, и что надоедает. А ребёнок чувствует, что его расспросы вызывают раздражение у родителей, и со временем в его голове откладывается мысль, что задавать вопросы и интересоваться - это плохо. “Хватит задавать поросы! Ты должен вести себя так-то и так-то, ясно тебе?!”, - говорит взрослый ребёнку. Ты еще маленький, и ничего не понимаешь. Вести себя так, чтобы все вокруг были тобой довольны, то есть делать, что тебе говорит отец, начальник, командир, учитель – нужно, ну а думать – не обязательно. Вот и получается, что большинство взрослых “делают, что говорят”. Свобода придумывать для себя задачи самостоятельно – это прежде всего ответственность. Не приученный с детства к самостоятельности, к ответственности, неизбежно оказывается в том большинстве, которое всё время боится ошибиться, сделать что-нибудь не так, чтобы не быть наказанным (родителем, начальником, командиром, преподавателем). |
Из wikipedia
Компьютерная история в лицах. Продолжение.Аркадий Волож. Аркадий Юрьевич Волож родился в 1964 году 11 февраля в Казахстане. Учился в институте нефти и газа имени Ивана Михайловича Губкина, который окончил в 1986 году. Овладел специальностью «прикладная математика». Одним из учредителей компьютерного кооператива «Магистр» Волож стал в 1988 году. С 1989 года по 2000 год был соучредителем очень крупной компьютерной организации CompTek International, а так же ее генеральным директором. Аркадий Юрьевич Волож вместе с Аркадием Борковским, который был специалистом по компьютерной лингвистике, создал компанию «Аркадия». Спустя некоторое время компания превратилась в филиал организации CompTek, которая является поставщиком программного обеспечения. В 1993 году компания CompTek разработала первую рабочую версию поисковой системы «Яндекс». Компьютеры этой компании подключили к Интернету в 1995 году. К 1996 году команда Аркадия Юрьевича Воложа доработала портал «Яндекс», способный функционировать в сети Интернет. На выставке Softool, организованнной в 1997 году, продемонстрировали поисковую систему «Яндекс», которую можно было найти по адресу Yandex. Ru. Поисковик проиндексировал весь русский раздел Интернета в 1997 году. В 1998 году Волож стал директором Комитета беспроводных сетей RANS. В 1999 году он содействовал узакониванию IP-телефонии в России. Ресурс «Яндекс» стал самостоятельной компанией в 2000 году, а ее генеральным директором стал Аркадий Юрьевич Волож. Он так же является членом совета директоров и акционером фирмы Infinet Wireless. Имя Аркадия Воложа было напечатано в журнале «Финанс» в 2010 году, где в списке российских миллиардеров он занимает 182 место. Его состояние оценивается в 13 миллиардов, 300 тысяч. Виктор Глушков. ГЛУШКОВ Виктор Михайлович (1923 - 1982) российский и украинский математик и кибернетик, основатель Института кибернетики АН Украины, академик АН Украины (1961) и АН СССР (1964). Окончил Новочеркасский политехнический институт и параллельно экстерном физико-математический факультет Ростовского университета. Уже в годы учебы его заинтересовала проблема моделирования мыслительных процессов на ЭВМ. В 1956 году начал работать в только что организованном Вычислительном центре АН УССР в Киеве. В 1962 году на базе Центра организовал и возглавил один из первых в стране Институт кибернетики АН Украины (ныне имени Глушкова). Основные труды по теоретической и прикладной кибернетике: теория цифровых автоматов, автоматизация проектирования ЭВМ, применение кибернетических методов в народном хозяйстве. На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы машины КИЕВ, ДНЕПР-2 и машины серии МИР, предвосхитившие многие черты появившихся позднее персональных ЭВМ. Глушков первым выдвинул идею безбумажной технологии, заключающейся в однократном вводе информации в вычислительное устройство с ее последующим сохранением и циркуляцией в базах данных. Это позволило бы прекратить поток подготавливаемых вручную бумажных документов, которые являются источником всевозможных ошибок. Вклад Глушкова в развитие отечественной кибернетики отмечен многими наградами, в том числе Ленинской премией (1964), Государственной премией СССР (1968, 1977). В 1969 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Берн Дибнер. ДИБНЕР Берн (Dibner Bern) (18 августа 1897, Лисянка, Украина - 6 января 1988, Уилтон, шт. Коннектикут), американский инженер и историк науки. Дибнер родился на Украине, однако уже с 1904 года жил в США. В 1921 году закончил Бруклинский политехнический институт (сейчас Политехнический Университет) в Нью-Йорк-Сити. В 1923 - 1925 работал в электрической компании, где занимался проблемами электрификации Кубы. В 1924 году основал компанию «Бернди Инжиниринг» (Burndy Engineering Company), ныне «Бернди Корпорейшн», производившую изобретенные им беспаечные контакты. Долгие годы его жизни были связаны с этой компанией. Только в 1972 году Дибнер ушел в отставку. Берн Дибнер известен также и как историк науки. Он основал два крупнейших книжных собрания - Дибнеровскую библиотеку истории науки и технологии (1975), 10 тысяч томов которой хранятся сейчас в Национальном музее американской истории при Смитсоновском Институте в Вашингтоне, и Библиотеку Бернди (1935), 40 тысяч томов которой расположены в Норфолке в Коннектикуте. В 1972 при Университете имени Брандиса в Уолтеме (Массачусетс) был основан Дибнеровский институт истории науки и технологии.
Андрей Ершов. Андрей Петрович Ершов родился в Москве в 1931 г. Окончил механико-математический факультет Московского Государственного Университета в 1954 г. по специальности вычислительная математика, является учеником Алексея Андреевича Ляпунова. Будучи студентом четвертого курса прослушал цикл лекций «Принципы программирования», прочитанный Ляпуновым, и во многом определивший выбор программирования в качестве жизненного пути. В то же самое время Андрей Петрович начал работать в ИТМиВТ АН СССР, участвуя в подготовке приемных испытаний машины БЭСМ. Им была разработана в качестве тестовой задачи программа обращения матрицы. В 1954 году Ершовым в соавторстве с коллегами были написаны первые программы трансляции арифметических выражений в машинные коды. В этом экспериментальном прообразе компиляторов выражения, прежде чем передать их на обработку в ЭВМ, приходилось вручную переводить в двоичное или восьмеричное представление, поскольку машины тех лет не имели устройств ввода символьной информации С 1957 года Ершов заведовал отделом автоматизации программирования в ВЦ АН СССР. А начинал он с разработки алгоритмов, численных методов и стандартных программ для БЭСМ и «Стрелы». На втором году учебы в аспирантуре он приступил к организации отдела теории программирования в ВЦ АН СССР. Выполненные им исследования по созданию программирующей программы для БЭСМ были опубликованы в 1958 г. Их результаты составили первую в мире монографию по автоматизации программирования. Наряду с научной деятельностью Ершов с первых же шагов занятий программированием участвовал в процессе преподавания: еще студентом по просьбе С. А. Лебедева читал лекции по программированию для разработчиков БЭСМ, а в 1957 г. впервые с его участием были организованы занятия со студентами на мехмате. Андрей Петрович Ершов был избран вице-президентом конгресса IFIP, членом редакционных коллегий многих научных изданий и Председателем Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР. |