Н.С. Розов. СЕМЬ СМЕШНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ГРЕХОВНа Философском конгрессе в Новосибирске я часто и много смеялся. Кто-то ругал организацию конгресса, руководство, пленарные заседания, отдельных или всех участников, кто-то возводил глаза к небу, а мне, моим ближайшим друзьям и коллегам было очень смешно. Потом я попытался осознать, в чем суть этого веселья. Сразу после окончания конгресса обсудил происшедшее с философской молодежью из разных городов, посмеялись уже вместе. В результате появилось понимание, что это реакция на радикальное несоответствие между высоким статусом мероприятия, серьезностью заявленных тем и секций, наконец, прокламируемой связью с давними великими традициями и уровнем подготовки, мышления немалой части участников конгресса. Чтобы как-то структурировать это данное в ощущениях несоответствие я воспользовался классической формой семи грехов. Во время первых обсуждений этих соображений коллеги-философы толкали меня на объявление этих грехов смертными, но в силу своего неискоренимого гуманизма и в память о своей изначальной эмоциональной реакции я решил назвать их смешными. В конце концов, только смех и поможет нам от этих грехов по мере сил избавляться. Сразу замечу, что, расписывая далее философские грехи, автор отнюдь не объявляет себя безгрешным. Вообще философу полезно смеяться над собой, и для очищения своей мятущейся души от грехов, и для восстановления нередко слабеющей связи с другими людьми и самой жизнью. Поэтому читателю рекомендуется не только с удовольствием находить грехи у коллег-философов, что всегда заманчиво и приятно, но и попробовать применить к себе любимому, что трудно, но несравненно более душеполезно. А уж если удастся посмеяться над самим собой, то катарсис обеспечен. 1. Грех невежественной и доморощенной гениальности
Распознать такой грех у выступающего несложно, достаточно спросить, какие ему известны отечественные и зарубежные современные работы по его теме, чьи недавние достижения он считает наиболее значимыми. Если интереса к таковым нет вообще - плохой признак. Если же наблюдается готовность ознакомиться с чужими результатами, соотнести с ними свои изыскания, отказаться от привычного самолюбования - отрадно, грех может быть изжит. 2. Грех сервилизмаУ философов он прост, типичен и общеизвестен, как взяточничество, распилы и откаты у чиновников. Чего изволите-с? - вот руководящий принцип для соответствующего творчества. Восхвалять и оправдывать в любых ситуациях тех, из чьих рук кормишься, придумывать для них новые словосочетания, легитимирующие их власть и режим - то, что еще Маркс презрительно называл идеологией как проплаченным сознательным или бессознательным обманом, манипуляцией сознанием. Такие криэйторы-идеологи делятся на допущенных и не допущенных к столу. В постсоветскую эпоху имеется лишь абсолютное меньшинство допущенных, которые кучкуются вокруг финансируемых властью бумажных и интернет-изданий, многочисленных палат, фондов, комиссий, клубов и институтов. В кулуарах они обычно бравируют цинизмом и с важным видом намекают на свою вхожесть в высокие кабинеты.
Крайне любопытен антропологический тип идеолога, который к столу не допущен, а таких - подавляющее большинство, особенно в провинции. В своих речах и текстах этот идеологический планктон умудряется сочетать вдохновенную апологетику всего нашенского, поношение всего чуждого, западного, от прав человека до дерьмократии, с еле скрываемой обидой на оккупационную власть, которая, в сущности, виновна лишь в том, что отлучила этот многочисленный слой от привычной советской кормушки.
Случаи впадения в грех сервилизма известны, а случаи освобождения от него - нет. Любые дебаты с такими идеологами бесполезны и небезопасны. Отходим в сторону.
Философ с таким грехом не имеет плана изложения, не может сформулировать свои главные тезисы, не способен фокусировать свое и чужое внимание на одной проблеме. Он с легкостью мысли необыкновенной перескакивает с темы на тему, обожает рассказывать случаи из жизни, вспоминать про встречи с великими, читать нравоучения, воспроизводить чужие мысли. С ним невозможно и не нужно спорить, уцепиться не за что.
Можно попробовать помочь такому философу освободиться от греха: попросить его сформулировать 1 - 2 главных тезиса и привести их обоснования, затем при последующих попытках соскальзывания каждый раз возвращать его к этой просьбе. Ответный гнев обеспечен, а успех предприятия отнюдь не гарантирован. Зато становится ясно, насколько данный случай излечим.
Бывает трех типов:
✓ косноязычие,
✓ темная речь,
✓ птичий язык.
При косноязычии мысль если даже присутствует, то никак не может быть донесена до слушателей, поскольку говорящий не владеет нужными понятиями, схемами, категориями, не умеет построить ясные синтаксические конструкции, связанные между собою логически.
Темную речь с извилистым синтаксисом, красивостями, метафорами, отсылками к классике или экзотическим источникам обычно используют для сокрытия скудости мысли и отсутствия обоснованности суждений.
Птичий язык выполняет функцию статусной сегрегации, позволяет посвященным чувствовать себя возвышающимися и отделенными от толпы профанов - всех тех, кто такой терминологией не владеет.
Нельзя утверждать априорно, что за косноязычием, темной речью и птичьим языком всегда скрывается полная пустота. Но даже если там кроется свежая и сильная мысль, неспособность ее донести до большинства присутствующих остается философским грехом - невнятицей.
Терапия возможна только при наличии действительного настроя самого философа научиться говорить и писать ясно. Первые простейшие рекомендации: строить короткие предложения с подлежащим и сказуемым, следить за логическими связками между суждениями, по возможности, заменять все иностранные слова русскими синонимами, выделять в каждом разделе только одну главную мысль, точно ее формулировать, а затем обеспечивать несколькими обоснованиями и примерами.
Распознать грех догматизма легко по неприятию всего нового и навязчивым отсылкам к священным именам. А вот освободить от греха крайне трудно, если вообще возможно. Философские догматики обычно агрессивны и непробиваемы. После провала нескольких попыток убедить контрдоводами, примерами новых идей, лучше отойти в сторону и оставить чрезмерно верных адептов наедине со своими кумирами.
✓ кибернетики,
✓ аналитизма,
✓ синергетики,
✓ исследований глобализации
✓ и теперь уже кризисологии.
Нельзя сказать, что любое из этих и подобных направлений изначально и фатально пусто и бессодержательно. Речь идет о том, что на одного мыслителя, умеющего связывать соответствующие абстрактные понятия с историческим и жизненным опытом, с научными фактами и концепциями, приходится десять тех, кто просто повторяет те же слова в разных сочетаниях, пользуясь лишь давно заезженными примерами. Грех вымороченности распознается через просьбы привести примеры, проинтерпретировать конкретные ситуации, через вопросы о связи рассуждений с достижениями современных наук в соответствующей области. Жесткий отказ свидетельствует о закоснелости в грехе, возможно, неизлечимости. Готовность применять свои схемы к новым и новым реальным ситуациям, готовность изучать чужие научные результаты, изменять и дополнять свои схемы, понимание необходимости операционализации и проверки, тем более, наличие направленности на верификацию и фальсификацию своих тезисов - хорошие признаки. Такой философ либо грешит схоластикой в рамках допустимого, либо вообще должен быть признан безгрешным в данном отношении.
Пожалуй, самый легкий из перечисленных, во многом противоположный самым тяжким первым двум грехам.
Вероятно, без некоторой доли греха аутизма настоящих философов и настоящей философии действительно не бывает. Однако чрезмерный аутизм выталкивает философию из жизни, делает ее неактуальной, никому не нужной и не интересной, выхолощенной, не привлекающей новые поколения. Как же отличить допустимую долю философского аутизма от чрезмерной? Пожалуй, на этот вопрос я отвечать не буду и оставлю его для дискуссии.
Приглашение к обсуждению прочитанного |
Из wikipedia.orgНиколай Сергеевич Розов (р. 1958), российский философ, специалист по социальной философии, философии истории, теоретической истории и макросоциологии. Папа Григорий I Великий перечислил семь грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования». Диалектический материализм философское направление, созданное в XIX веке К. Марксом на основе материалистически интерпретированной идеалистической диалектики Г.В.Ф. Гегеля и философского материализма Л.А. Фейербаха. Догматизм, способ мышления, оперирующий догмами. Политическая экономия, одна из общественных наук, предметом изучения которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. Гегельянство, философское направление, опирающееся на наследие Гегеля. Шеллингианство, философия Шеллинга, развивавшаяся в русле немецкого идеализма с уклоном в натурфилософию. Народничество, идеология, появившаяся в Российской империи в 1860 - 1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Эмпириокритицизм, философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Неокантианство, направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Психоанализ, психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Педология, направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка. Научный коммунизм, одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией. |