На главную

УДК 791.43

Аннотация
 Ирина Михайлова. С ЮБИЛЕЕМ, "ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ"!

Кинокомедия Л. И. Гайдая: смешно, но не только…

Кинокомедия Л.И. Гайдая Иван Васильевич меняет профессию снята по мотивам пьесы М.А. Булгакова Иван Васильевич. В основу сценария фильма положена третья, наименее зубастая, отлакированная автором и советскими цензорами редакция пьесы, опубликованная в 1965 г., но действие перенесено из 30-х в 70-е гг., из сталинской в брежневскую Москву.

Разрешив переместить героев в современность, чтобы показать проблемы, пороки и недостатки своего времени, цензура, однако, запретила режиссеру снимать историческое кино об Иване Грозном, вероятно, опасаясь разрушения имиджа царя-героя, распространения в общественном сознании аналогий некоторых явлений 70-х гг. XX в. и периода опричного террора. Как некогда М.А. Булгаков, Л.И. Гайдай получил предписание:

Экскурс в прошлое не должен иметь конкретно-исторического характера. Сюжет не следует соотносить с определенными историческими лицами. В соответствии с замыслом и жанром произведения эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны приобрести более условные, приблизительные черты, не относящиеся прямо к Ивану Грозному и его эпохе… Пусть прошлое возникает не как точный исторический эпизод, а является фантазией изобретателя "машины времени".

Этим отчасти объясняется совмещенность и перепутанность дат и событий как в пьесе, так и в фильме. К тому же задача М.А. Булгакова и Л.И. Гайдая заключалась не в том, чтобы показать реалии XVI в., а в том, чтобы воспроизвести аллюзию на опричную политику царя, который жесточайшими методами создавал, затем разрушал единое государство, неограниченно властвуя над устрашенными подданными.

Подчиняя текст Ивана Васильевича динамике фильма о нем, проводя в обход распоряжения цензоров мысль о сравнении событий, происходивших в двух временных пластах, Л.И. Гайдай и В.Е. Бахнов разделили три акта пьесы, действие которых разворачивалось:

1) в комнате Тимофеева до перемещения героев в веках;
2) там же после прибытия в страну Советов царя;
3) в средневековой Москве,

- на отдельные эпизоды, которые сняли и смонтировали таким образом, чтобы зрителю были понятны параллели и аналогии между теми из них, в которых показано XVI столетие, и теми, в которых изображена современность. При этом погоне стрельцов за демонами



соответствует бег царя от Тимофеева по лестнице многоэтажного дома.

Кадры насыщенной событиями жизни в средневековой Москве сменяются показом сонной бездеятельности и непорядка в советской столице 70-х гг. XX в. Пышный пир в государевых палатах


противопоставлен скромному угощению монарха баночными кильками,


доверительный разговор Бунши с нежной царицей Марфой Васильевной


в присутствии ее скромных придворных девушек - ссоре самодержца с визгливой, супермодной Ульяной Андреевной


и его заигрыванию с кокетливой Зинаидой;


бдительные опричники, догадавшиеся, что царь ненастоящий


- некомпетентным милиционерам, принявшим Ивана Грозного за вора и упустившим случайно задержанного ими преступника - Жоржа Милославского.

Быстрый ритм фильма потребовал сокращения длинных реплик персонажей, поэтому многие из них доведены до нескольких фраз, одного-двух предложений. Из них изъяты слова, представлявшие интерес для зрителя 30-х гг., но непонятные и замедлявшие действие картины в 70-е гг. Вместе с тем, фразы и термины, привычные и актуальные для современников Л.И. Гайдая, включены в речь его героев. Так, Зинаида 30-х гг. до знакомства с Тимофеевым три раза разводилась. Она жила с инженером в коммунальной квартире целых одиннадцать месяцев, в течение которых успела завести роман с блондином Молчановским и изменить мужу с режиссером Якиным. Расчетливая эгоистка мечтала поселиться с Якиным в отдельной квартире в новом доме, однако, не доверяя любовнику, просила Тимофеева:

- Но ты пока не выписывай меня все-таки.

В отличие от булгаковской Зины, персонаж фильма Л.И. Гайдая - это легкомысленная, взбалмошная актриса, которая вся в кино… в искусстве, но вместе с тем вполне материально обеспеченная владелица отдельной жилплощади в центре Москвы. К тому же, в стране, где ячейкой социальных отношений считалась прочная моногамная семья, и в общественном сознании незарегистрированные браки таковыми не признавались, трижды разведенная ветреница не воспринималась бы зрителем как боярыня красотою лепа, червлена губами, бровми союзна.

В пьесе М.А. Булгакова Жорж Милославский - дурно одетый, с артистически бритым лицом человек в черных перчатках. Вор звонил Шпаку, служащему отдела междугородних перевозок Наркомснаба, из его комнаты по отдельному телефону, забирал шевиотовый костюм, шляпу, часы с цепочкой, портсигар и патефон, затем пил хозяйскую водку и читал стихи А.К. Толстого о пире Ивана Грозного и разгульных опричниках, наводящие на мысль о сопоставлении домушника, в дальнейшем спутника лжецаря с одним из кромешников XVI в. В фильме Милославский - щегольски одетый красавец. Он звонит из уличной телефонной будки, каких в 70-е гг. в крупных городах СССР было множество, и называет добавочный номер - три шестьдесят две, чем вызывает взрыв смеха в зрительном зале, потому что в то время столько стоила расхожая бутылка водки. В квартире у процветающего зубного врача Шпака вор берет магнитофон импортный, пиджак замшевый, портсигар золотой отечественный, а затем с трудом подбирает ключ к сейфу, который оказывается баром, заставленным изысканными винами. Во время опробования отмычек перед глазами Милославского кружится роскошная обстановка квартиры дантиста, заполненной антиквариатом и драгоценными вещами, которые удачно зашедший сюда Жорж унести не в состоянии. Кадры, изображающие вора с графином водки в руках, были вырезаны при монтаже киноленты.


  Черные перчатки  Черная икра

Слов про опричнину он, вероятно, по цензурным соображениям, не произносит. Разумеется, этот фрагмент комедии Л.И. Гайдая был более актуален в 70-е гг., чем текст пьесы М.А. Булгакова. Изображение буржуазного образа жизни советского врача Шпака удачно дополнила первая на отечественном киноэкране реклама, снятая в стиле западноевропейских роликов. Лукаво прищурясь, Жорж Милославский посоветовал гражданам хранить деньги в сберегательной кассе и многозначительно добавил:

- Конечно, если они у вас есть!

Киноперсонаж Бунша также существенно изменился по сравнению со своим предшественником. Это не передовой, ответственнейший администратор-управдом, а вредный пенсионер-общественник. Он не ведет с Тимофеевым разговоров о своем классовом происхождении или пребывании в стране Советов. Его, гражданина СССР, эффективно использующего атомную энергию и успешно осваивающего космос, беспокоит другое: не создал ли изобретатель новое мощное оружие дальнего действия? Именно поэтому глупый, но бдительный Бунша изрекает пропагандистский лозунг советской печати:

Опыты с электричеством, дорогой товарищ, нужно ставить на работе, а дома электрическую энергию следует использовать в исключительно мирных домашних целях.

Эти слова - тот самый бред, о котором говорит пенсионеру Шурик Тимофеев. Рассерженный общественник предупреждает непонятливого собеседника:

- Такие опыты, уважаемый Александр Сергеевич, нужно делать с разрешения только соответствующих органов.

И в этот момент он превращается в того самого Буншу-управдома, которого булгаковский изобретатель считал соглядатаем и доносчиком.

Из следующего эпизода с участием Бунши, Милославского и Тимофеева исчезли торгсин, в котором булгаковский вор якобы отоваривался вместе со Шпаком, обсуждение костюма последнего, вторичное цитирование стихов А.К. Толстого. Вместе с тем киногерои произносят новые, общеупотребительные в 70-е гг. слова. Смешно звучат высокопарная реплика Бунши

- Вы игнорировали мой вопрос относительно магнитофона.

и грубый ответ на него Жоржа:

- Тьфу на вас.

Однако Милославский не хуже пенсионера владеет модными терминами.

- Если ты еще раз вмешаешься в опыты академика и станешь на пути технического прогресса, я тебя…

- грозит он общественнику.

Кадры с изображением средневековых сцен насыщены не только остроумными гэгами, но и новыми оригинальными репликами.

В фильме Жорж Милославский более груб и развязен, чем в пьесе. Вместо царская одежда он говорит царские шмотки,



наступает на растерявшегося Буншу:
- Сдвинь брови!


...Правильно я говорю? Пр-равильно я говорю?
- Угу.

Когда пенсионер догадывается, кто украл орден посла, Милославский оскорбляет его:

- Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю, ты на что, царская морда, намекаешь?

В пьесе М.А. Булгакова эта реплика звучит иначе:

- Ты на что намекаешь? Не знаю, как другие, а я лично ничего взять не могу.

Тонкая ирония улавливается в намеке Жоржа на коллективное решение вопросов, определяющих судьбу советского человека:

- Были демоны, мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались.

В фильме нет написанной М.А. Булгаковым реплики вора:

- Э, дьяк Федя, до чего ты любопытный. Тебе бы в уголовном розыске служить!

Однако здесь есть дополнительные указания на криминальную деятельность Милославского, например, характерные для человека, побывавшего в заключении, фразы:

- Введите гражданина посла!
или
- Конвой тоже свободен. Конвой свободен!

Прозаседавшимся зрителям 70-х гг. XX в. был хорошо понятен эпизод знакомства лжецаря Бунши с придворными боярышными. Привычка ходить на бесконечные собрания и совещания выработала у него доведенный до автоматизма жест товарищей - рукопожатие накануне этих мероприятий. Поэтому общественник радостно бросается к девицам со словами:

- Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Здравствуйте, царь…

Искусствоведы неоднократно отмечали подчеркнуто-патриотическую реакцию киногероя Жоржа Милославского на требование шведского посла отдать его соотечественникам Кемскую волость. Если булгаковский вор с молчаливого одобрения Бунши удовлетворил запрос шведов, то гайдаевский герой возмущенно остановил лжемонарха:

- Ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься.

Вместе с тем, если бдительный управдом 30-х гг., устрашенный происками шпионов и диверсантов, ни за какие деньги не желал с иностранцем разговаривать и передавать шведскому королю пламенные приветы, он знал на иностранных языках только революционные слова, чтобы, по мнению Р. Вахитова, устраивать пролетарские восстания в Париже и Лондоне, раздувать пожар мировой революции, то герои кинокомедии уже не испытывают классовой ненависти к капиталистам. Бунша готов сотрудничать со шведами. Первоначально он заявил шведскому послу:

- Мир и дружба,
- но потом, под давлением цензуры, вместо этого грозно напомнил фашисту:
- Гитлер капут!

Более раскрепощен Жорж Милославский, который свободно оперирует терминами-приветствиями разных народов:

- Ну, ауфвидерзейн, гудбай, оревуар, короче говоря, чао!

Булгаковский Бунша, трясясь от страха, признался:

- В присутствии служителя культа я не могу находиться в комнате, я погиб!

По той же причине в фильме нет эпизода приема лжегосударем патриарха и из киноленты были вырезаны кадры кражи Милославским иконы в царском дворце.

В 70-е гг. несмолкаемым оглушительным хохотом зрителей неизменно сопровождался фрагмент кинокомедии с изображением роскошной царской трапезы. Л.И. Гайдай вставил в реплику булгаковского дьяка

- Почки заячьи верченые да головы щучьи с чесноком… икра, кормилец…

несколько существенных слов. Киноперсонаж Феофан представлял великолепный стол:

- Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная, да, заморская икра, баклажанная.

Те же слова повторял Милославский. В это время зритель начала 70-х гг. видел большие чаши, доверху наполненные деликатесами, которые тогда приходилось доставать по знакомству, с черного входа, или в спецзаказах; и в фигурной серебряной емкости - каплю приевшейся всем баклажанной икры. Смех усиливался, когда дьяк Феофан, закатывая от восторга глаза, показывал на заморское лакомство. О том, что этот эпизод был не импровизацией, а обдуманным трюком режиссера, свидетельствуют его слова, сказанные в беседе с В.И. Теличкиной.

- О чем еще такой человек, как вы, можете мечтать? - спросила актриса.
- Я мечтаю, - отвечает он с самым серьезным видом, - пить каждое утро сладкий чай с бутербродом с красной икрой.
- Да разве вы себе это позволить не можете?..
- Да дело-то не в деньгах. Икры в продаже нет. Даже по рецепту не купить.

Постановщики фильма значительно изменили содержание беседы персонажей за пиршественным столом. В окончательной редакции пьесы трапеза начиналась восклицанием Милославского

- Царь, по стопочке с горячей закуской!

и его замечанием о бандитах-опричниках. Затем Жорж признавался, что писец Федя ему очень понравился, и предлагал дьяку:

- Будем дружить с тобой, я тебя выучу в театр ходить…

Это обещание побуждало его открыть в опричной Москве театр, но Бунша считал, что реорганизацию государства надо начинать с учреждения жактов. Вспомнив об украденных у посла и патриарха драгоценностях, Милославский спрашивал дьяка:

- Что, у вас яхонты в магазин принимают?

- но ответа на этот вопрос не получал. Доверительную беседу новых правителей прерывало появление царицы, которой управдом доказывал свое княжеское происхождение и сообщал о намерении создать жакты. Пир заканчивался румбой Бунши с Марфой Васильевной, дьяка с Милославским и требованием лжецаря продолжить танец.

В фильме сотрапезники тоже рассуждают о проблемах государственного управления, но таких, которые разъедали советское общество 70-х гг. XX в.: о незаконных привилегиях чиновников, уклонении последних от исполнения обязанностей, об их стремлении к собственному благополучию, жестком контроле власти над культурой и искусством, насаждении сверху и широком распространении в массах подделок низкого уровня и плохого качества.

Пораженный обилием великолепных яств, кино-Бунша прежде всего интересуется:

- За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?

Согласно сценарию, Милославский отвечал:

- Народ, ваше величество.

Однако по просьбе председателя Госкино СССР Ф.Т. Ермаша эту ядовитую фразу, точно формулирующую источники роскошной жизни партийно-управленческой элиты тех лет, заменили нейтральной репликой:

- Во всяком случае, не мы.

Не потратив ни копейки на застолье, беспардонный Бунша чувствует себя в пиршественной палате не гостем, а хозяином. Он потчует царицу:

- Закусывайте, Маргарита Васильевна, закусывайте, все оплачено.

По цензурным соображениям из киноленты были вырезаны выразительные кадры с изображением снятого крупным планом Бунши, который большой ложкой жадно ест черную икру.

Занятый бесполезной деятельностью, важной только для тех, кто собирал сведения о соотечественниках, общественник жалуется собеседнице на обременительную службу:

- Вот вы говорите царь, царь… А вы думаете, Марья Васильевна, нам, царям, легко? Да ничего подобного! Обывательские разговорчики. У всех трудящихся два выходных дня в неделю. Мы, цари, работаем без выходных. Рабочий день у нас ненормированный… Если хотите знать, нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать.

И.Д. Фролов и Ф.И. Раззаков отметили, что в сценарии фильма слова булгаковского управдома, осудившего исполнение старинной исторической песни про собаку - крымского царя,

- Ты каких это музыкантов привел? Распустились здесь без меня?

- первоначально были заменены репликой

- Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь.

Но она напоминала зрителям окрики и запреты партцензоров, унизительные проработки деятелей литературы и искусства в 40 - 70-е гг. Поэтому эти слова из киноленты убрали. Что же Бунша предложил исполнять царским гуслярам? То, что слышали его современники на эстрадных представлениях, из радио- и телеприемников.

- Надо что-нибудь массовое петь, современное. Ну, как это, трали-вали, тили-тили, это нам не тили-тили, это мы не трали-вали,

- приказал Иван Васильевич, и Милославский лихо исполнил его распоряжение. Подражая самому популярному в то время эстрадному певцу М.М. Магомаеву, он очаровал не только экранных боярышень, но и кинозрителей бессмысленно-зажигательным шлягером Счастье вдруг в тишине постучалось в двери…. Разгоряченный музыкой и водкой, лжемонарх схватил царицу и пружинисто запрыгал в чарльстоне. Ловко завинчивая и вскидывая в воздух ноги, он азартно выкрикивал знаковые, подхваченные зрителями афоризмы:

- Танцуют все!
- Я требую продолжения банкета!

На царском пиршестве уверенно чувствует себя не только самодержец, но и вор-опричник Жорж Милославский. Он панибратски обращается к государю, отдает приказы дьяку. Одно слово - ответ Феофана вору - сделало содержание диалога двух мошенников более емким, чем в пьесе 30-х гг. В фильме Милославский интересуется:

- У вас в ювелирном магазине драгоценности принимают?
- Сделаем,

- понимающе кивает головой сообщник-дьяк.

В то время когда пенсионер-общественник временно являлся исполняющим обязанности царя, его венценосный тезка скрывался в хоромах инженера Тимофеева, а затем доказывал в милиции свою непричастность к преступлению, совершенному в квартире Шпака. Исполнитель роли царя Ю.В. Яковлев считал, что Иван Грозный - это

умница, попавший в иную эпоху и потому сплошь и рядом оказывающийся в дурацком положении.

Моей задачей,
- писал актер, - было сыграть Ивана Васильевича одновременно и могущественным владыкой и смешным,

иным по сравнению с монархом, изображенным Н.К. Черкасовым в знаменитом фильме С.М. Эйзенштейна. Вместе с тем, Л.И. Гайдай и В.Е. Бахнов не только сохранили все реплики булгаковского самодержца, свидетельствующие о его подозрительности, трусости, беспредельной жестокости к подданным, но и добавили к ним новые фразы, это подтверждающие:

- Замуровали! Замуровали демоны!

- мечется по лифту перепуганный государь.

В фильме деспот и мракобес, случайно включив магнитофон, слушает крамольные песни В.С. Высоцкого и восхищается панорамой современного, благоустроенного Калининского проспекта. Комментируя эти кадры, Ю.В. Яковлев пишет:

Смешно. Но не только…

Действительно, вовсе не смешно сопоставлять прекрасную средневековую архитектуру Ростова, где снимали сцены, происходившие в опричной Москве, и безликие типовые здания Калининского проспекта, возведенные на месте Воздвиженского монастыря и варварски разрушенных переулков и тупичков старинного Арбата. На то, что создатели фильма вкладывали в понятие Лепота! неоднозначный смысл, указывают кадры с изображением в начале правительственной магистрали, на фоне высотных построек 60-х гг. XX в., восстановленной церкви Симеона Столпника - памятника архитектуры XVII столетия. Также совсем не весело знать, что инженер Тимофеев, проживающий на Арбате, рядом с министерствами электротехнической промышленности, тяжелого энергетического и транспортного машиностроения, мясной и молочной промышленности, пищевой промышленности СССР, питается только кильками и кефиром, запивая их водкой, тайно слушает запрещенного барда и с трудом, не в магазине, а у спекулянта, находит источники питания к созданному им аппарату.

Современные герои фильма живут в обществе, где наряду с достижениями технического прогресса процветают пьянство, стяжание, невежество, грубость, вопиющий беспорядок обусловлен отсутствием дисциплины, профессионализма, безразличным отношением к трудовой деятельности. По свидетельству современника, Л.И. Гайдая сильно раздражал всюду проявлявшийся бардак. Режиссер считал, что молчать об этом нельзя. Поэтому многие его киногерои, в том числе персонажи Ивана Васильевича…, воплощают зло, бытовавшее в советской стране в 70-е гг. XX в.

- А где царь?

- спрашивает Шурик.

- Закусывать надо,

- отвечает Шпак. Тимофеев угощает царя столичной водкой и не удивляется, когда Иван Грозный задает ему привычный для любителей выпить вопрос:

- Ты меня уважаешь?

Дантист упрекает монарха:

- Что это за пьяные выходки. Я на вас жалобу подам. Коллективную.
- Теперь тебя вылечат, алкоголик!

- кричит Ульяна Андреевна. Жена пенсионера одевается безвкусно, но не по средствам модно, а зубной врач пытается извлечь выгоду даже из факта кражи в его квартире. В его жалобах и заявлениях в домоуправление число украденных вещей постепенно возрастает:

Магнитофон импортный, пиджак замшевый… портсигар золотой, отечественный… ничего же нет… Вот список украденных вещей, украли: два магнитофона, две кинокамеры, два портсигара… Три магнитофона, три кинокамеры, заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки.

Персонажи 70-х гг. бесцеремонно вмешиваются в жизнь чужих людей; считая только себя правыми, делают замечания, дают указания; обманывают, безнаказанно унижают и оскорбляют друг друга. Например, очередная пассия Якина с восторгом сообщает подруге, что режиссер бросил свою кикимору и уговорил ее лететь с ним в Гагры. Ульяна Андреевна орет:

- Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову, облысели все!.. Ах, ты, хулиган, а еще очки одел!

Дантист Шпак верно заметил:

- Ну и домик у нас! То обворовывают, то обзываются, а еще боремся за почетное звание дома высокой культуры быта.

Однако, подобно Бунше, и он предпочитает выяснять конфликтные отношения в милиции, неквалифицированные, но прагматичные сотрудники которой всех задержанных ими лиц считают преступниками. Характерен допрос ими Ивана Грозного.

Фамилия. - Рюриковичи мы.
Имя-отчество. - Иоанн Васильевич. - Иоанн.
Год рождения? - Тыща пятьсот тридцать третий от рождества Христова.
- Шутим…
- Да ты скажи, какая вина на мне, боярин.
- Тамбовский волк тебе боярин.

Иван Грозный, хорошо знавший методы работы с подозреваемыми опричников, сразу понял, что не сможет отвести от себя подозрение в краже вещей Шпака. Поэтому он обреченно признался Тимофееву:

- В милицию замели, дело шьют.

Страшными представляются кадры с упоминанием сумасшедшего дома, куда Ульяна Андреевна намеревалась отправиться с участниками уникального эксперимента: обоими Иванами Васильевичами, побывавшими за пределами советского измерения, увидевшими и узнавшими иную жизнь, правда, не за территориальными, а за временными рубежами СССР, и более того, даже правившими в стране эксплуататоров и угнетенных трудовых масс.

- И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат,

- зловеще пророчит она Бунше и Ивану Грозному, и становится понятно, что выдающееся научное открытие, о котором, по верному замечанию Шурика, следовало бы написать докторскую диссертацию, будет забыто, полученные в XVI в. сведения уничтожат или сдадут в спецхран, сознание участников социально опасного опыта нивелируют до уровня мышления неграмотных милиционеров или ненавистницы творческой интеллигенции Ульяны Андреевны.

Иначе воспринимаются шутки создателей фильма в эпизоде выяснения взаимоотношений Якина и Зинаиды с участием Ивана Грозного. Сначала Л. И. Гайдай пригласил на роль Ивана Васильевича Ю.В. Никулина. Намек на переговоры режиссера с артистом содержится в реплике Якина, принимающего самодержца за актера и пытающегося угадать, кто играет эту роль:

- Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин? У-у, нет-нет-нет… Боже мой, Иннокентий Смоктуновский! Кеша.

Сценаристы переставили слова булгаковских режиссера и Зинаиды, остроумно переделали их в очень смешные фразы:

- Дорогой царь, нам пора. - Поелико мы зело на самолет опаздываем.

Несовместимые слова также сочетаются в другой реплике Якина. В современном костюме и шубе с царского плеча, приседая в реверансе, он забавно бормочет:

- Вельми понеже! Весьма вами благодарен!

Стилизованный под немые фильмы 20-х гг., Иван Васильевич меняет профессию первоначально пестрел пояснительными надписями, разделявшими эпизоды. Некоторые из них были краткими, другие - пространными:

Положение было безнадежным, но случилось невероятное. В соседней квартире заработала машина времени, растворила стену в соседнюю квартиру… и перенесла наших героев в XVI век,
Ты чего ползаешь? - Посол орден с груди потерял. И дьяк прозрел,
Это был великолепный прыжок из одной эпохи в другую.

Все они как замедлявшие ритм киноленты и дублировавшие жесты и реплики актеров были ликвидированы. Из фильма также вырезали кадры с изображением: Жоржа Милославского, натягивавшего черные перчатки, встречи и объятий Шпака и Ульяны Андреевны на лестничной площадке, Ивана Грозного, жарившего на кухне у Тимофеева котлеты, вора, в форме санитара убегавшего от милиции, некоторые другие. Сокращения составили 177 м пленки.

Л.И. Гайдай и возглавляемый им коллектив на основе многозначительного, с глубоким социально-политическим подтекстом произведения М.А. Булгакова создали оригинальный сатирический фильм. Изменив время действия персонажей и в связи с этим их мизансцены и реплики, постановщики кинокомедии и занятые в ней актеры акцентировали внимание зрителей на злободневных проблемах советского общества 70-х гг. XX в., смело показали его пороки и недостатки. Поскольку многие из тех социальных язв, с которыми боролись создатели кинокомедии, до сих пор не изжиты, а некоторые из них беспокоят россиян даже сильнее, чем сорок лет назад, Иван Васильевич меняет профессию продолжает и сегодня оставаться актуальным, востребованным, любимым зрителями фильмом.

Приглашение к обсуждению прочитанного

Генерал Декстер. Ось Земли - ось зла?

УТЕЧКИ.
Секретные материалы, не попавшие в прицел СМИ

Сегодня, воспользовавшись своими агентурными связями в кругах людей связанных с наукой, мы представим вашему вниманию статью про научную работу, где расскажем вам про описываемую там очередную доселе неизвестную научную теорию, и дадим ответ на такой вопрос: каким образом, воздействуя на некую гипотетическую ось Земли, можно влиять на судьбу всего человечества ?

Сегодняшнюю нашу статью мы помещаем в раздел науки, хотя, по правде говоря, её можно было поместить в любой из четырёх разделов, освещаемых на нашем сайте. Ведь в сегодняшней статье будет рассматриваться тема тема затрагивающая, как военное дело, так и историю с политикой. Но более всего, по нашему мнению, она посвящена науке, ведь в ней содержится большое число известных или неподтвержденных наукой фактов. Но чтобы осмыслить статью полностью вам придётся обладать, хотя бы на начальном уровне, знаниями всех четырёх предметов. Итак, мы начинаем.

Знаете ли вы о существовании некой оси Земли ? Да ? Нет ? Вроде как ? Ну что же, мы вам напомним. Некая воображаемая прямая, вокруг которой проходит суточное вращение Земли, и называется земной осью. Земная ось пересекает земную поверхность в географических полюсах и проходит через центр Земли.

Медведи раскручивают ось Земли

Медведи раскручивают ось Земли

А что такое Ось зла? Это политический термин, применяемый для обозначения политических режимов, материально поддерживающих террористов, а так же разрабатывающих оружие массового поражения, которое способны передать тем же террористам. Этот термин тоже будет применяться в сегодняшней статье, однако не совсем в том контексте, что он понимается сегодня, а, именно, описанном выше.

Ну и, наконец, знаете ли вы, что означает понятие страны “Оси” ? Страны “Оси” – исторический уже термин, обозначающий агрессивный военный союз стран Гитлеровской коалиции (Германии, Италии, Японии и других). Названием для него послужил, как считают, военно-политический союз Германии и Италии, получивший название “ось Берлин – Рим”. Позже к этому союзу присоединились и другие страны. Мы не зря оговорились “так считают”, ведь это основная сегодняшняя точка зрения. Однако, на этот счёт у нас своя точка зрения подтверждённая материалами, о которой мы хотим вам сегодня рассказать. К чему и приступаем, ведь с терминологией в сегодняшней статье мы похоже разобрались.

Белые медведи крутят ось Земли

Рассматриваемый сегодня документ был найден вместе с документами рассматриваемыми в статье “Истинно арийский грызун“, и также проходило по ведомству рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, занимавшегося довольно странными делами.В этом документе рассказывается об истинных причинах заложенных в название страны “Оси”. Вообще же это название придумано самим Гитлером, по аналогии с тем, что раз страны “Оси”, то мир вертится вокруг них. Ещё это связано с тем, что Гитлер был большим приверженцем оккультных наук, что также можно почерпнуть из множества документальных фильмов на эту тему, и верил, что с помощью неких мистических сил можно повергнуть любого врага. Не знаю, действительно ли он не верил в силу оружия, но, так или иначе, ему ничто не помогло.

Судя по документам, Гитлер руководствовался неким древним манускриптом (что за манускрипт мы не знаем), в котором сказано, что Нашу планету пронизывает множество невидимых осей, воздействуя на которые можно влиять на что угодно, как на климат, так и на судьбы народов и отдельных людей. Гитлер приказал искать всё, что хоть маленько связано с мифическими осями, и даже кое-что нашёл.

Старинный обряд - раскрутим ось Земли

Так, судя по сохранившимся обрывочным данным, в Германии была найдена ось с теоретической возможностью воздействия на более восточные регионы, которые находились в западной части Советского Союза. Проведённые ритуалы, направленные на то, чтобы оказать воздействие на найденную ось, дали свой эффект, но это удалось увидеть и почувствовать гораздо позже, зимой 1941 года. Это температура, необычайно низкая для зимы, она оказалась большей неожиданностью для немецких солдат, имевших зимнюю экипировку гораздо хуже чем советские. Поэтому губительное воздействие на немецкую ось Земли, для немцев было намного больше.

Старинный обряд - раскрутим ось Земли

В дальнейшем воздействие различными способами на немецкую ось Земли пытались проводить ещё несколько раз, но, то ли ритуалы были выполнены неверно, то ли воздействовать на ось можно было лишь в определённые временные промежутки, никаких видимых последствий воздействия оси на противника так и не было зафиксировано.

Гитлер постоянно подгонял работы по оси, но для этого требовались существенные денежные вливания, а обстановка на Восточном фронте как раз очень мало способствовала этому, все средства требовались там. Ну а на те крохи, что выделялись, нельзя было вести сколь-нибудь существенные исследования.

Ближе к концу войны все работы по оси Земли были остановлены и свёрнуты, документы уничтожены. Сохранились лишь личные обрывочные данные одного из учёных, которые и поведали всю эту историю. В этих же обрывках были найдены схемы, развив которые можно отыскать большинство осей Земли на планете. Однако, воздействие каждой так и остаётся неизвестным, и если устанавливать это, то только опытным путём, а это может внести большое разнообразие в жизнь не только человечества, но и всей планеты.

Кстати, помните советскую песенку со словами “трутся спиной медведи – вертят земную ось” ? Так вот это может быть реальностью. Ещё тогда, фашисты узнали из того же неизвестного манускрипта, что белые медведи могут оказывать определённое воздействие на центральную ось Земли вокруг которой вертится планета. Для этого их создала природа. И если белые медведи исчезнут – с ними может уйти и вся жизнь на планете. Где и когда медведи совершают свои ритуалы так и не удалось выяснить, ведь ось Земли достаточно нестабильна и ритуал может проводится в любой точке Северного полюса.

Это вся имеющаяся у нас обрывочная информация, которая не ставит своей задачей сообщить что-то конкретное, а позволяет узнать факт лишь самого существования подобных исследований. Конечно, мы будем держать вас в курсе, и если появится что-то новенькое тут же сообщим. Поэтому почаще заходите на наш сайт, что бы это “что-то” не пропустить.

Теперь же, после прочтения статьи, снова задайте себе вопрос: на кого бы или на что вы бы оказали определённое влияние, если бы имели доступ к одной из описываемых в статье осей Земли, а так же бы знали ритуал воздействия?

Послесловие редакции

Редакция ТЧК с ностальгией окунулась в атмосферу Ивана Васильевича, меняющего профессию. А тут - генерал Декстер со своей "осью зла"...

Это совпадение натолкнуло нас на желание дополнить исследование генерала Декстера фактами из другого гайдаевского фильма - "Кавказская пленница". Там тоже упоминается ось Земли, но уже не как ось зла, а как средство ускорения времени для влюбленных.

Крутят они стараясь, Вертят земную ось, Чтобы влюбленным раньше встретиться пришлось!

Однако, и тут не обошлось без политики. По информации Ярослава Мельника, Министерство Культуры РФ запретило "Песню про медведей" из кинофильма Л.И. Гайдая "Кавказская пленница". По мнению экспертов министерства, припев "ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла" может вызвать у российских граждан нездоровые ассоциации.

Так что, вращение Земли вокруг своей оси исследовалось не только в Германии, но и в Советском Союзе. Но в обоих случаях ось Земли раскручивают белые медведи.

Предисловие редакции

Как уже не раз случалось в истории ТЧК, генерал Декстер провел независимое исследование лягушек без использования теоретической базы, разработанной шнобелевским лауреатом сэром Андре Геймом, и опубликованной в нашем сборнике.

Этот факт свидетельствует о наличии многогранного таланта неутомимого исследователя природы генерала Декстера. Вниманию читателей предлагается отчет об очередном исследовании, проводившемся на Мадагаскаре.

Генерал Декстер. Тахионная гипножаба из будущего

УТЕЧКИ.
Секретные материалы, не попавшие в прицел СМИ

Сегодня, воспользовавшись своими агентурными связями в кругах людей связанных с наукой, мы представим вашему вниманию статью про научную работу, где расскажем вам про описываемую там очередную доселе неизвестную научную теорию, и дадим ответ на такой вопрос: каким образом тахионная гипножаба, животное далёкого будущего, может совершать путешествия во времени ?

Задумывались ли вы о том, что ждёт планету, обитающих на ней животных и человека, в частности, в будущем ? Не близком будущем, которое хоть как-то можно просчитать, а будущем далёком, будущем на грани гибели нашей планеты. Задумывались ? Наверняка, нет. Ведь сегодняшнее человечество так устроено, что его интересы не простираются дальше недалёкого будущего, то которое находится в обозримых жизненных пределах данного конкретного индивидуума. Лишь немногие, практически единицы, пытаются угадать, что же ждёт людей в очень далёком будущем. Выживут ли люди и будут развиваться дальше, уже может быть на других планетах, или прекратят своё существование ввиду разразившегося катаклизма, вызванным природой или устроенным самими, человек вполне на это способен. Можно ещё напридумывать версий, например, эпидемия неизвестной болезни, которая выкосит всех людей до одного, или прилёт очень агрессивно настроенных инопланетян, почувствующих в людей будущих конкурентов и уничтожащих всех людей. В общем, такие теории можно строить бесконечно, сейчас их невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить, и именно этим (строительством различных теорий) занимаются те немногие “учёные” исследующие будущее. За “бесполезную”, с точки зрения окружающих и современной науки, трату времени и сил, не только своих, но и окружающих и государства, таких “учёных” многие считают шарлатанами от науки.

Тахионная гипножаба проводит дематериализацию во времени

Однако, в нашей сегодняшней статье мы не будем открывать никакие тайны будущего человечества, хотя бы потому, что они нам не известны. Мы лишь приоткроем малюсенький факт из сегодняшних наблюдений за животными далёкого будущего. Как это может быть ? Давайте посмотрим.

Но для начала обсудим термины которые мы будем использовать далее в статье. Вот вы знаете что такое тахионы ? Нет ? Ну мы тоже этого не знали до недавнего времени. Да что там мы, даже учёные точно не знают существуют ли тахионы или нет. Всё основывается на теории, которая даже среди своих считается безумной. Как предполагается, тахион – элементарная частица, существующая в некоем странном мире, где всё двигается быстрее света. Хоть это и противоречит здравому смыслу, но тахионы начинают двигаться быстрее, когда теряют энергию. Полностью же лишившийся энергии тахион движется с бесконечной скоростью. Приобретая же энергию происходит всё наоборот, тахионы замедляются покуда не достигнут скорости света. К тому же в мире в котором существуют тахионы все объекты обладают отрицательной массой и время там идёт назад.

Вот такая вот теория, выдуманная и запутанная настолько, что, как говорят русские, “без поллитра не разберёшься”. Далее мы не будем развивать эту тему, а о тахионах мы упомянули лишь основное кому надо – найдёт интересующую его информацию в Сети.

По другим терминам, используемым в статье, надеюсь, вы знаете, что жаба – животное из семейства бесхвостых земноводных, да и вообще, что она из себя представляет. И гипноз – изменённое состояние сознания, которое одновременно сочетает в себе признаки и сна и бодрствования, при этом у погружённого в состояние гипноза субъекта повышенная внушаемость и он воспринимает приказы без критики. Вроде с терминами всё, кратко мы их описали и поэтому перейдём к главной части сегодняшней статьи.

Давным-давно, в течении более полувека, на острове Мадагаскар стали замечаться появления необычной жабы, впоследствии названной тахионной гипножабой. Откуда такое название ? Давайте разберёмся.

Тахионная гипножаба – далёкое будущее планеты

Уже давно в Пакистанский Институт Естествознания поступали сведения о появлении необычной жабы, но лишь около пяти лет назад были выделены средства на организацию исследовательской экспедиции на Мадагаскар. Отследив наиболее частые места появления этой жабы, учёным действительно удалось увидеть жабу, и не только увидеть, но и прикоснуться, хотя прикосновением, в полной мере, это назвать нельзя. Но обо всём по порядку. Жаба, которую увидели исследователи, появилась прямо у них на глазах как будто бы из ниоткуда, причём сидела она прямо на поверхности водной глади небольшого водоёма, и казалось жаба совсем не имеет веса. Жаба почти не двигалась и не обращала на глазеющих на неё учёных внимания, быстро-быстро работал лишь её язык ловящий летающую рядом мелкую мошку. Тогда учёные осмелели и попробовали дотронуться до жабы, и хоть она, казалось бы, не обращала на их попытки никакого внимания, реализовать их удалось лишь единицам.

Те, кому не удалось этого сделать, позже рассказывали, что, по мере приближения к жабе, ими всё более овладевало странное оцепенение, мышцы становились ватными, а мысли очень медленными. Всё это было похоже на использование некоей разновидности гипноза, и результатом его стала полная остановка человека на пути к жабе, и позже выход из гипноза лишь с посторонней помощью. Те же кто дотронулся до жабы, по тестам были наиболее устойчивы к гипнозу, они рассказали, что при прикосновении не почувствовали ничего, такое впечатление, что рука прошла сквозь голограмму, хотя эта голограмма жрала вполне реальную мошкару. Сразу после этого жабу решили называть гипножабой за её способности.

Семья тахионных гипножаб

Так же было замечено, что во время своего появления жаба была как бы немного блеклой. По мере поглощения пищи, жаба приобретала более глубокие оттенки, а потом, по мере достижения некоего пика, гипножаба начинала мерцать, после чего смазывалась и исчезала. Учёные несколько раз наблюдали за появлением гипножабы, а каждый раз это были разные особи, судя по виду, и как бы они не пытались проводить исследования – ничего не получалось, то есть результатов ноль. Поэтому учёные подвели под гипножабу теорию, говорящую о том, что в далёком будущем Земли, животные хоть и не стали разумными, но в процессе эволюции приобрели совсем уж уникальные способности. Так, например, было сказано, что гипножаба не только овладела гипнозом для отпугивания недругов, но и научилась пользоваться некоей разновидностью тахионного поля. Получается, правильней называть обсуждаемую жабу не просто гипножабой, а тахионной гипножабой.

Что же даёт овладение тахионным полем ? Приобретая некую массу тахионная гипножаба вливается в тахионный поток и начинает движение во времени, причём в прошлое. По мере почти полной потери массы и энергии, тахионная гипножаба вываливается в нормальное время, где ест до появления определённой массы и снова вливается в тахионный поток.

Вот такая вот теория. На вопросы: с чего начинается путешествие во времени у тахионной гипножабы, как быстро она путешествует назад во времени и чем всё, в конечном итоге, заканчивается, пока нет ответов, как нет уверенности в правильности самой теории. Однако, если теория права, можно задаться вопросом – а что же человечество будущего, выжило ли оно или тахионные гипножабы высшие существа на Земле далёкого будущего.

Всё это вопросы сегодня риторические, как не имеющие пока ответов. Но исследования пакистанских учёных продолжаются, и, возможно, в скором времени в них произойдёт некий прорыв, который ответит на многое.

Лишь с помощью наших агентов нам удалось узнать об этом пока закрытом исследовании. Теперь же, зная о происходящем, мы будем держать руку на пульсе и информировать наших читателей о всех происходящих изменениях. Поэтому, почаще навещайте наш сайт и будьте в курсе всего.

Теперь же, после прочтения статьи, снова задайте себе вопрос: а каким вам видится человек далёкого будущего если даже жаба это уже не просто жаба, а тахионная гипножаба?

Генерал Декстер. Новая раса – реактивные многоухие слушатели

УТЕЧКИ.
Секретные материалы, не попавшие в прицел СМИ

При содействии великого чёрного дракона мы ответим на главный вопрос сегодняшней статьи: как бы могла выглядеть новая высшая раса людей если бы все описываемые сегодня усовершенствования удалось воплотить в жизнь?

Реактивный многоухий слушатель

Арийская раса – некий лженаучный термин, выдвинутый авторами расовых теорий в середине 19 века. Термин вышел из употребления в середине 20 века, сразу после Второй Мировой Войны, однако до этого широко использовался немецкими национал-социалистами в доказательство своей агрессии по отношению к другим странам и оправданию проведения бесчеловечных опытов над людьми во время войны.

Новая раса - реактивные многоухие слушатели

Считалось, что арийцы, или так называемая “нордическая раса”, являлась высшей ступенью всего человечества, и определялись термином голубоглазых и светловолосых людей. Прародиной арийцев является Северная Европа и именно там сохранились наиболее чистые, с расовой точки зрения, представители. Все же остальные представители человечества – суть, либо аборигены, либо потомки смешения арийцев с аборигенами.

Именно арийскому духу приписывали чистоту и совершенство, в результате которых и произошли все достижения европейской культуры. Именно принадлежностью к высшей расе оправдывались все проводимые над людьми зверства, ведь те, согласно идеологии, и за людей не считались. Так, говорящие животные. А ведь даже сегодня проводятся медицинские опыты с использованием таких животных, как высшие приматы. Во многих опытах проводимых нацистами над людьми искалось подтверждение своей расовой теории, для её дальнейшего продвижения. Так же опыты использовались для разработки нового оружия и более качественной медицинской помощи немецким солдатам.

Мы не будем описывать проводимые нацистами зверские опыты, так как это не является темой статьи и сайта вообще. Всё вышесказанное мы написали для прояснения описываемых далее событий, которые мы получили по секретным каналам из Латинской Америки, точнее из Аргентины от своего осведомителя. Большинство нацистской элиты, которой удалось бежать из проигравшей войну Германии, осела именно в Южной Америке, где повела степенную и незаметную жизнь. Однако, идеалы нацизма не были забыты, и некие отдельные личности старались, по мере возможностей, воплотить их в жизнь.

Новая раса должна была лучше слышать и обнять

Так, бежавший из Германии и осевший в Аргентине практикующий теоретик идеологии о превосходстве арийской расы, даже в условиях подавляющего доминирования местного населения, то бишь аборигенов, собирался и далее проводить опыты для оправдания своей теории. Звали этого доктора Базель фон Гаупшвиц. Все дальнейшие опыты он вёл с помощью примкнувшего к нему гениального немецкого физика-конструктора Вирнера фон Браунвика. Изначально были построены направления дальнейшего движения исследований ввиду тотального превосходства вокруг аборигенов. Поэтому, превосходство арийской расы над остальными людьми было поставлено под сомнение, в результате поражения в войне, заставившее в этом усомниться. Потому во главе угла были поставлены поиски таких усовершенствований, которые дали бы подавляющее преимущество их носителю.

Опыты, под охраной местных бандитов, проводили на местных жителях, которых за деньги поставляли те же бандиты. Во всех странах найдутся подонки готовые на всё. Итак, решено было проводить опыты в направлении улучшения зрения, слуха и обоняния, а уж после успешных исследований этих параметров, заняться совершенствованием физических кондиций.

Первым взялись за совершенствование слуха, пытаясь довести его хотя бы до чувствительности собаки. К тому же была проведена некая зависимость остроты слуха у человека с длительностью жизни. Дескать, кто лучше слышит – дольше живёт. Установлено, что большое количество звуков теряется при прохождении через ушную раковину. Для исключения этой зависимости немецким конструктором был разработан слуховой аппарат, работающий на реактивных принципах доставки звука, то есть практически без потерь.

Аппарат с помощью довольно сложной операции был встроен в ухо. Это позволило резко повысить остроту слуха. Однако и это показалось недостаточно доктору фон Гаупшвицу. Поэтому, немножко за скулами он пришил дополнительную пару ушей подопытному, оснащённую устройствами реактивной доставки звуков, и подсоединил к мозговым центрам обрабатывающим приходящие звуки. Острота слуха повысилась на несколько порядков, и это стало доставлять некоторые неудобства подопытным.

Увы, экспериментаторы так и не смогли закончить свои исследования и создать новую высшую расу. Местные партизаны недовольные исчезающими местными жителями объявило жилище доктора “логовом Сатаны” и взорвало его вместе со всеми обитателями, но освободив перед этим всех подопытных заключённых, среди которых как раз и попадались и такие, над которыми уже провели операцию, многоухие реактивные слушатели.

Вот так закончилась идея создания новой расы. А все оперированные так и не смогли жить среди людей из-за шумности людского общества. Они живут уединённо в безлюдных местах, но даже там шум окружающей среды кажется им чересчур громким. Кстати, как вы поняли подопытные живы и по сей день, а ведь опыты проводились над взрослыми людьми в середине 50-х годов прошлого столетия. Поэтому, можно прямо сказать о зависимости долгожительства от хорошего слуха.

Ну сегодняшняя наша тайна полностью освещена и раскрыта. А чтобы узнать другие тайны и разоблачения почаще заходите на наш сайт.

Теперь же, после прочтения статьи, снова задайте себе вопрос: какие бы преимущества смогла бы получить раса, которая лучше слышала бы?