Теория юмора. Часть #5. Humour Theory. Part #5.
На главную
Аннотация
К. Глинка. ТЕОРИЯ ЮМОРА.

5. Теория юмора.

 
У человечества есть только одно действительно эффективное оружие, и это оружие – смех.
Марк Твен.

В предыдущих главах мы накопили достаточно данных, позволяющих уяснить состояние исследований смешного на сегодняшний день. У нас имеется всё, чтобы приступить к упорядоченному и планомерному нахождению ответа на основной вопрос:

Почему человек смеётся?

Нас не будет интересовать вопрос:

Когда?

или

При каких условиях?

но

Почему?

А также:

Зачем?

Ибо ответов на эти основополагающие вопросы мы пока не увидели. В главе 2 мы пришли к следующим заключениям:

✓ Юмор существует как объективное явление.
✓ Юмор имеет агрессивную природу. Человек смеётся не только над «невинными» шутками, но и над несчастьями других.
✓ Количество прирождённых остряков и людей, склонных к лидерству, примерно совпадает в процентном отношении.
✓ Чувство юмора является для человека чем-то жизненно важным.
✓ Юмор может быть разделён на два основных вида: юмор возвышения и юмор унижения. Если эти два вида присутствуют одновременно, мы имеем дело со смешанным юмором.

Для нахождения ответа нам понадобятся следующие 13 тезисов. В них читатель не найдёт ничего нового. Эти тезисы, по существу, позаимствованы из существующих работ и подверглись лишь лёгкой перефразировке. С ними согласилось бы подавляющее большинство исследователей смешного:

1. Юмор – явление врождённое и играет существенную роль в выживании вида.
2. Юмор – не сложнейшая, но одна из примитивнейших эмоций. Есть свидетельства того, что юмор присущ приматам и другим животным.
3. Улыбка, смех, хохот являются выражением удовольствия.
4. Любую шутку характеризует некоторая нелогичность, светящееся противоречие, загадка, отличающая её от обычной логической мысли.
5. Удовольствие от юмора достигается при достижении либо
   ✓ превосходства над кем-то либо;
   ✓ интеллектуального триумфа от нахождения загадки, поэтому...
6. дважды произнесённое острое слово становится глупостью. А. Пушкин.
7. Аудитория с большим энтузиазмом реагирует на шутки, если она находится в хорошем настроении.
8. Рассказчик с большим удовольствием, чем аудитория, смеётся шутке, которая ему хорошо известна.
9. Юмор воспринимается по разному (часто с противоположным знаком) шутником и аудиторией, и вышучиваемым; «агрессором» и слушателями с одной стороны и «объектом агрессии» с другой.
10. Удачная шутка может возвысить или обидеть человека, которому она адресована, сильнее, чем плоская.
11. Юмор – явление социальное, это интеллектуальное оружие. Он не существует вне человеческого фактора. Юмор является оружием агрессии у сильных и выполняет защитную функцию у слабых.
12. Наибольший эффект достигается, если время, затраченное на разрешение «загадки», мало.
13. Для наилучшего восприятия шутки слушатель должен быть подготовлен (предупреждён).

Юмор – явление примитивное (тезисы 1 и 2). Он доступен каждому, даже ребёнку или дикарю. Его природа имеет, скорее всего, такое же простое, примитивное объяснение. Именно такое объяснение нам предстоит получить, даже скорее, не получить, а не проглядеть. Как будет показано ниже, решение уже имеется, оно найдено нашими предшественниками. Им оставалось сделать один маленький шаг. Последний шаг к финишной ленточке.

Смех – выражение удовольствия (тезис 3). Чистый случай смеха унижения свободен от загадки, светящегося противоречия. Это – примитивный, грубый юмор и секрета для нас не представляет. Смех здесь возникает от удовлетворения чисто агрессивных, низменных чувств, возвышения за счёт унижения других. Можно притворяться, что мы такому юмору не подвластны, что несчастья, происходящие с нашими врагами, доставляют нам исключительно неприятные ощущения. Правда, для этого нам придётся кое о чём забыть. Забыть громовой смех аудитории при просмотре комедийных фильмов немого кино, нашу детскую радость при выступлении на арене клоунов, попадающих в смешные ситуации с падениями и обливаниями водой. Забудем это, как далёкий сон и перейдём к более утончённым формам смешного. Их, согласно нашей классификации, насчитывается всего две: юмор возвышения и смешанный юмор.

Каждая шутка юмора возвышения содержит интеллектуальную «загадку» (тезис 4), которую необходимо разрешить.

Смех свидетельствует об испытываемом нами удовольствии от успешно проделанной умственной работы – разрешения загадки (тезис 5). Например, простое переставление слов или их неправильное употребление часто становится смешным, так как нам предлагается умственная задача: восстановить логичный порядок слов и понять их правильный смысл. Если загадки не существует или ответ на неё заранее известен, нам нечего разгадывать.

Шутка перестаёт быть смешной (тезис 6). Записные шутники часто поступают таким образом. Они просто переставляют слова во фразе или вставляют непривычные синонимы в общеупотребительные идиомы. Если такой человек изменит всего лишь одно слово в набившей оскомину фразе: Не вешайте мне лапшу на уши и скажет: Не вешайте мне на уши спагетти, он может сойти за остряка.
Тезис 4 считает верным большинство исследователей. Ещё Квинтилиан писал:

И, клянусь Геркулесом, весь смысл шуток заключается в том, чтобы выразить по-другому то, что есть истинно: это делается путём искажения своих или чьих-то убеждений, либо произнося нечто невозможное.

А вот как выразил эту же идею Артур Шопенгауэр в книге «Мир как воля и представление», (1819):

Смех всегда возникает из неожиданного осознания несовпадения между известным понятием и реальными объектами, которые в каком-либо отношении мыслились в этом понятии, и сам представляет собой лишь выражение этого несовпадения.

Ключевым здесь является слово неожиданное, или внезапное. Ниже будет пояснено, почему.

Обозначим величину, обозначающую степень Удовольствия от Разрешение Загадки, аббревиатурой УРЗ. Удовольствие это может быть сильным, слабым или отсутствовать вовсе. Величина УРЗ может быть выражена в некоторых условных величинах. Ниже нам придётся эту величину формализовать.

Настроение слушателей повышает эффект от юмора (тезис 7). Находясь в хорошем настроении люди смеются охотнее, их легче рассмешить. Уровень настроения тоже может быть выражен некоторой величиной. Назовём эту величину Фоном Настроения (ФН). УРЗ накладывается на ФН. Эффект Юмора (ЭЮ) является суммой этих двух величин. Это даёт нам основания для составления начального выражения для ЭЮ. Оно может быть представлено в следующем виде:
ЭЮ = УРЗ + ФН

Для того, чтобы формула имела смысл, необходимо задаться некоторыми (пусть условными) величинами для оценки входящих в неё составляющих и обозначить их размерности. К счастью, до нас эту работу проделал безвестный представитель русского народа, который первым ввёл единицу размерности ЭЮ. Единицу эту он обозначил как Смех и дал ей количественное выражение в одну условную единицу. Величина эта приводится в словаре В. И. Даля:

Всем смех, а нам и полсмеха нет.

Обозначим и мы максимально возможное удовольствие, получаемое в результате восприятия шутки, равным величине в 1 Смех, или сокращённо 1 См. Постараемся не путать её с единицей электрической проводимости (сименс), обозначаемой такой же аббревиатурой. Величине в 1,0 См будет соответствовать максимально возможная величина ЭЮ, которая на обыденном языке называется «конским ржанием» (horse-laugh) или «катанием по полу». Нетрудно видеть, что величины УРЗ и ФН должны иметь ту же размерность (См). Примем условно максимальную величину УРЗ равной максимальной величине ФН, то есть + 0,5 См. Такой величине ФН соответствует настолько радостное состояние души, что рассмешить человека очень легко. Для этого достаточно воспользоваться старинным народным способом и добавить к уровню ФН, равному + 0,5 См, пренебрежительно малую величину в + 1,0 Па (один палец). В качестве ограничения примем, что этот палец не является средним. При этом величина ЭЮ превысит нулевой уровень, то есть будут созданы условия для смеха.

Максимальная величина УРЗ, равная + 0,5 См, соответствует первоклассной шутке, например, свежему, актуальному, вовремя и умело рассказанному анекдоту.

Минимальное значение УРЗ = – 0,5 См (кощунственная, оскорбительная шутка). Минимальная величина ФН = – 0,5 См, что соответствует настолько глубокой депрессии, что даже доза в + 2,0 Па не поднимет уровень настроения на достаточный уровень. В подобной депрессии даже самая удачная шутка с величиной УРЗ = + 0,5 См сможет вызвать лишь лёгкое движение печальных губ. Суммарная величина ЭЮ будет близка к нулю (0,0 См).

Максимально возможное значение ЭЮ равно + 1,0 См, а минимально возможное может опускаться до – 1,0 См. Несмотря на условность принятых нами величин, подобный подход позволит избежать расплывчатых суждений и даст возможность сопоставления выводов.

Формула (1) не вносит ничего нового в понимание природы смешного, это лишь условная математическая иллюстрация известных положений. Несмотря на неизбежную субъективность, она предоставляет возможность численного анализа. Однако, эта формула не приблизила нас к ответу на следующие важные вопросы:

1. Почему рассказчик, для которого удовольствие от решения загадки (тезис 6) не представляет никакого усилия (УРЗ = 0), получает большее удовольствие от своей шутки, чем аудитория (тезис 8)? В то же время слушатель, знакомый с шуткой и уже решавший эту загадку, никакого удовольствия не получает (УРЗ = 0).
2. Объекту агрессии, сиречь предмету насмешки, решение задачи, составляющей суть шутки, удовольствия не доставляет (ЭЮ < 0, тезис 9). Напротив, меткая шутка способна вызвать более сильную негативную или позитивную реакцию, чем шутка слабая (тезис 10). Как объяснить, почему удачная, попавшая в цель насмешка вызывает более сильную негативную реакцию высмеиваемого, чем насмешка неудачная, плоская?
3. Почему нам доставляет удовольствие решение элементарных, простых загадок, несоответствий, являющихся «солью» шутки? Отчего это простое интеллектуальное упражнение вызывает прилив радости, сопровождающийся смехом, а решение более сложных, престижных задач, смех вызывает редко?

Ответы на эти три вопроса приведут нас к разрешению вечной загадки:

Почему мы смеёмся.

Заметим, что информация, включённая в три вопроса, выделенных нами, не являются плодом нашего умозаключения или фантазии. В её справедливости каждый может убедиться на собственном опыте. А убедительного, логичного ответа ни на один из этих вопросов пока не дано.

Ответ на первый вопрос.

Мы пришли к выводу о том, что юмор имеет своей целью получение или закрепление некоторого преимущества в обществе (тезисы 5, 11). В этом сходится большинство исследователей.
Ещё Томас Гоббс утверждал, что смех возникает из чувства превосходства над некоторым субъектом. Он использовал термин внезапный триумф. Мы позволим себе обратить внимание читателя на слово «триумф» и запомнить сопровождающее его слово «внезапный». Четыре века назад Томас Гоббс был очень близок к разгадке юмора.
Его предшественник Джан Джорджо Триссино писал в своих тезисах «Poetica»: ...это (юмор.Авт.) приносит удовольствие благодаря тому, что человек по природе своей завистлив и злонамерен.

Если Томас Гоббс и его многочисленные последователи правы, то нам придётся расстаться с одной укоренившейся иллюзией, а именно с мнением о том, что юмор служит нам просто для удовольствия, развлечения. На самом деле, величина ЭЮ выражается не чем иным, как успехом в продвижении по социальной лестнице. Этот успех может выражаться в получении определённого статуса в обществе, знаками одобрения и восхищения, вниманием противоположного пола и прочими вещами, которые люди так ценят в этой жизни. Цель юмора как явления заключается именно в этом и ни в чём другом.

ЭЮ = Изменение Социального Статуса.

Это и есть ответ на первый из стоящих перед нами вопросов. Юмор не служит для того, чтобы просто развеселить аудиторию или хорошо провести время. Величина ЭЮ будет максимальной не тогда, когда шутка изящно и умело составлена, не тогда, когда анекдот рассказан мастерски, но только в том случае, если рассказчик и слушатель получат в результате какое-то преимущество над другими, продвинутся вверх по социальной лестнице общества, коллектива или семьи или удержат своё положение.

Записной юморист, умелый рассказчик анекдотов, человек, речь которого пестрит умелыми оборотами, докладчик, иллюстрирующий смысл сообщения шутками, имеют больший шанс привлечь к себе внимание и добиться успеха, чем человек, излагающий мысли плоско, без «изюминки». Именно рассказчику достаются аплодисменты.

Слушатели повышают свой статус тем, что показывают своё умение решать умственные задачи (тезис 5) и эрудицию, способность свободно ориентироваться в объёме информации, необходимой для решения задачи. Поэтому, как свидетельствуют экспериментальные исследования и говорит наш повседневный опыт, рассказчик получает большее удовольствие и смеётся веселее и заразительнее, чем слушатели.

Мы являемся участниками постоянно ведущегося соревнования с себе подобными за место под солнцем. Удачная острота или положительная реакция на шутку равноценны выигрышу одного очка в теннисном матче или удачно положенному в лузу биллиардному шару. Эти скромные спортивные достижения являются прямой аналогией удачной шутки. Каждое очко и каждый шар возвышают нас в собственных глазах и глазах окружающих.

Каждая шутка делает с нами то же самое. И ничего больше!

Процесс восприятия шутки или анекдота можно представить себе таким образом. Ведущий (рассказчик) бросает аудитории некоторые предметы, шары или летающие тарелочки, а участники пытаются их поймать. Хорошо и ловко брошенные предметы доставляют удовольствие и рассказчику и аудитории. Некоторые участники ловят предметы быстро и со сноровкой, некоторые неуклюже, некоторые пропускают их вообще или роняют на пол. Идёт лёгкое непринуждённое... развлечение? Да, но соревновательное развлечение. Участники стараются не ударить в грязь лицом и показать окружающим своё умение.

Даже дружеский матч на теннисной площадке почти всегда превращается в игру на счёт, а не в простое перекидывание мяча из стороны в сторону. Выигранное очко доставляет удовольствие неизменно, а ловко отбитый, но проигранный шар – не всегда. Поэтому количество любителей тенниса, играющих с партнёрами, многократно превышает количество людей, любящих колотить мяч об стенку.

Рассмотрим следующий пример:

Оставил Пушкин оду «Вольность»,
А Гоголь натянул нам «Нос»,
Тургенев написал «Довольно»,
А Маяковский «Хорошо-с».

Представим себе, что эта эпиграмма прочитана в современной молодёжной компании, где не все читали Маяковского и не готовились к экзаменам по его поэме «Хорошо!». Поймут ли такие слушатели смысл заключающего эпиграмму словоерса? С большой вероятностью можно предположить, что эта классическая эпиграмма не покажется молодым людям смешной. Люди же, хорошо знакомые с творчеством Маяковского и Тынянова, их непростыми биографиями, получат в этих четырёх строчках большое поле для размышления, сопоставления, уместности приставки «-с». Такие слушатели приобретут положительный психологический импульс, приподнимающий их в собственных глазах и возвышающий над той частью аудитории, для которых эпиграмма осталась непонятой.

У читателей, которые знакомы с эпиграммой Тынянова, она не вызовет улыбки. Но даже они получили бы удовольствие от прослушивания её в разношёрстной компании тем, что почувствовали бы себя на высоте, припомнив все её оттенки и, переглянувшись улыбками авгуров с такими же образованными слушателями, причислили бы себя к высшей части общества. Но наибольший успех выпадет на долю автора эпиграммы. Может ли он сдержать свою радость от успеха, даже если эпиграмма рассказана не в первый раз?

Определённая нами цель юмористического процесса как повышение социального статуса даёт ответ на первый из поставленных нами вопросов.

Ответ на второй вопрос.

В соответствии со сказанным и опираясь на тезис 9, будет логичным модифицировать формулу (1). Согласно представлениям Анри Бергсона и других исследователей

(смешное связано либо с человеческим, либо с чем-то, относящимся или могущим быть отнесённым к человеку),

юмор не существует в отрыве от человеческого фактора. В самом деле, представим себе следующие ситуации.

Первая: Чарли Чаплин ударяет несомой на плече лестницей отрицательного героя и тот падает в ведро с раствором. Это смешно.

Вторая: тот же удар приходится на голову слепой девушки из фильма «Огни большого города». Смешно? Нет, более вероятно, что зрителям это не понравится и они ощутят гнев.

Наконец, третья ситуация: герой фильма ударяет той же лестницей о кирпичную стену. Какие чувства ощущают зрители? Да никаких, им безразлично. Три одинаковых действия и три абсолютно различных реакции зрителей.

Для получения эффекта смешного слушатель должен быть лично вовлечён в переживания. Человек с явными признаками уродства или хромой футболист, догоняющий мяч, катящийся в ворота, вызывают смех. А вот кривой кирпич, как и кирпич с отбитым углом не смешны. Ничто, происходящее с кирпичом, не может вызвать комического эффекта. Комический эффект может быть достигнут только в том случае, если кирпич упадёт кому-то на голову или если анекдот начинается словами:

Ползут два кирпича...

В этом случае возникает связь с людьми или аналогия с человеческим поведением.

А кирпичи, которые лежат без движения и никуда не ползут, комического эффекта вызвать не могут. Почему? Очень просто: мы не можем морально возвыситься над кирпичами. Но если нам скажут, что один кирпич лежит на другом, это вызовет известную всем аналогию и может стать содержанием анекдота или карикатуры.

              Для достижения эффекта смешного необходимо, чтобы слушатель ощутил сопричастность к субъектам шутки.

Слушатель испытывает эмоции благодаря Личной Сопричастности (ЛС) к этим субъектам. Слушатель может ощутить превосходство над героями шутки, анекдота. Это возвысит его в собственных глазах. С другой стороны, слушатель (как в примере эпиграммы на Майю Плисецкую), может ощутить сопричастность к любимой балерине и возвыситься вместе с ней. В обоих случаях личная сопричастность увеличит эффект от шутки. Величина ЛС будет положительной. Если шутка оскорбляет слушателя, задевает его убеждения или его близких (например, честь его жены), величина ЛС будет отрицательной. В тех же случаях, когда слушатель безразличен к субъекту шутки, величина ЛС будет равна нулю и острота не покажется ему смешной. Например, в 90-х годах в Америке была популярной следующая шутка, прозвучавшая на радиошоу Джонни Карсона:

– Почему вице-президент полетел в Панаму?
– Потому что там уже не стреляют.

Мы понимаем соль этой шутки. Для нас не составляет труда догадаться, что в ней высмеивается трусость вице-президента. Но человек, не живший в Америке в то время, вряд ли припомнит, кто был вице-президентом, личные качества вице-президента тревожат этого человека в такой же степени, как поведение лежащего кирпича. В результате эта шутка для большинства из нас не смешна. А вот американцам она нравится.

Будет логичным поэтому добавить член, отражающий Личную Сопричастность слушателя, в формулу (1):
ЭЮ = ЛС + УРЗ + ФН
(2)

Однако, согласно тезису 10, величина ЛС находится в зависимости от удачности шутки. Меткая шутка способна задеть нас за живое, в то время, как плоская шутка не способна ни развеселить нас, ни оскорбить. Вполне логичным поэтому будет выразить первые два члена в формуле (2) не суммой, но произведением. Формула смешного приобретёт следующий вид:
ЭЮ = ЛС × УРЗ + ФН
(3),

где ЛС становится безразмерной величиной.

Для того, чтобы не нарушать принятые нами границы величины ЭЮ (+ 1,0 См), придадим величине ЛС максимальное значение, равное + 1,0, а минимальное, равное – 1,0. Заметим, что минимальное значение УРЗ будет теперь равно нулю (плоская шутка), а максимальное – по-прежнему + 0,5 См. Максимальное значение величины ЭЮ, равное + 1,0 См, может быть достигнуто при следующих условиях:

✓ Шутка весьма удачна. УРЗ = + 0,5 См.
✓ Рассказчик получил максимально возможные бенефиты от рассказанной (придуманной) им шутки: гомерический хохот, аплодисменты, крики «браво», обещающие улыбки очаровательных дам. ЛС = + 1,0. Слушатели вдоволь назлорадствовались над незадачливым героем шутки (для них также ЛС = + 1,0).
✓ Настроение аудитории самое благоприятное. Рассказчик известен аудитории и любим ею, слушатели ждут от него юмора высшего класса. Они «разогреты» обстановкой или возбуждающими средствами. Значение ФН = + 0,5 См.

Тогда

ЭЮ = 1,0 × 0,5 + 0,5 = + 1,0 См.

Минимальное значение ЭЮ, равное – 1,0 См, может быть достигнуто при следующих условиях:

✓ Шутка весьма удачна и метка, она попала в точку. УРЗ = + 0,5 См.
✓ Своей шуткой рассказчик сумел возбудить крайне неприятные ассоциации. Например, был рассказан анекдот о верёвке в доме человека, который повесился. Может быть, были задеты религиозные или национальные чувства. Значение ЛС = – 1,0.
✓ Настроение аудитории было изначально угнетённое. Только что произошло очень неприятное событие (ФН = – 0,5 См).
ЭЮ = – 1,0 × 0,5 – 0,5 = – 1,0 См.

Результатом отрицательного ЭЮ может быть молчаливое неодобрение, а в экстремальных случаях – изгнание рассказчика из аудитории со строгим наказом впредь не появляться. Крики: вон, позор, ганьба, never come back, you asshole сопровождают изгнание.

Заметим, что в случае плоской шутки (УРЗ = 0), наименьшее значение ЭЮ будет равно всего лишь – 0,5 См:

ЭЮ = – 1,0 × 0 – 0,5 = – 0,5 См.

Значение ЭЮ, равное нулю, может быть получено в результате стечения различных обстоятельств. Например, шутка весьма удачна, рассказчик получил признание аудитории, но общее настроение (ФН < 0) не располагает к смеху.

ЭЮ = 1,0 × 0,5 – 0,5 = 0.

Читатели могут мысленно воспроизвести знакомую им жизненную ситуацию, удачную или неудачную попытку сострить, и сами произвести оценку ЭЮ по предлагаемой методике.

Формула (3) показывает, что смех вызывается только тогда, когда объект шутки нам не безразличен. Эта формула выражает мысль А. Бергсона математически. Она даёт упрощённое, но наглядное представление о взаимосвязи качества шутки и эффекта, ею вызванного. Она же даёт количественное соотношение, иллюстрирующее ответ на второй из поставленных нами вопросов.

В большинстве случаев величина ЛС для объекта насмешки имеет отрицательное значение. Общий ЭЮ высмеиваемого будет тем более низким, чем удачнее шутка и негативнее (враждебнее) настроение аудитории. Типичная аудитория склонна недолюбливать: неприятных людей; лиц, незаслуженно добившихся успеха, например, аристократов; а также просто богатых людей. Такая аудитория с восторгом воспринимает ситуации, когда подобный герой попадает в неловкое положение. Выражаясь математически, величина ЛС для слушателей будет всегда выше нуля. Таким образом, одна и та же шутка может иметь положительный либо отрицательный эффект в зависимости от повышения или понижения социального статуса лиц, вовлечённых в эту шутку.

Рассмотрим в качестве иллюстрации следующий анекдот:

Скептически настроенному британскому лорду продемонстрировали новейший компьютер, способный отвечать на любые вопросы.
Лорд задал вопрос:
– Что сейчас делает мой отец?
Компьютер:
– Сейчас ваш отец ловит рыбу на берегу Темзы.
Лорд торжествующе вынимает из кармана телеграмму от своего секретаря: «Лорд Бартелл вылетел вчера на курорт в Ниццу».
Компьютер отвечает:
– Лорд Бартелл вылетел вчера на курорт в Ниццу. А ваш отец ловит рыбу на берегу Темзы.

Насколько удачен этот анекдот? Очевидно, что величина УРЗ будет для большинства слушателей высокой. Придадим ей значение, равное + 0,3 См. А вот величины ЛС и ЭЮ будут сильно зависеть от аудитории, в которой анекдот рассказан. В демократическом кругу величина ЛС будет близка к + 1,0, а значение ЭЮ может достигнуть почти максимальной величины: + 0,8 См. Но, если рассказчик имел глупость рассказать этот анекдот в аристократическом окружении, анекдот может показаться бестактным (ещё бы!) и рассказчику будет отказано от дома. Минимальное значение ЭЮ может достигнуть

ЭЮ = – 1,0 × 0,3 – 0,5 = – 0,8 См.

В этом случае объектом агрессии становится аристократическое окружение и самый принцип наследования аристократических титулов. В шкафах любой, даже самой аристократической семьи, можно обнаружить, по крайней мере, один скелет, и цель агрессии, направленной на понижение их социального статуса, будет достигнута. И ЭЮ будет тем выше, чем удачнее анекдот. Примечательно, что присутствующих аристократов отрицательная величина ЭЮ будет получена при положительном качестве шутки (УРЗ > 0).

Ещё о защитном юморе, или искусство перемены знака.

Выше мы постулировали, что для объекта насмешки величина ЛС всегда отрицательна. Подобный человек является объектом агрессии и, если шутка в его адрес вызывает смех окружающих, его социальный статус понижается (ЭЮ < 0). Но бывают и исключения. Человек, умеющий посмеяться над собой и делающий это естественно, может повысить свой статус и поменять знак ЛС на противоположный. В этом случае у окружающих создаётся впечатление, что насмешка является лишь данью популярности этого человека, а сам он намного выше тех мелких зацепок, которые в насмешке содержались.

Если рассмотренный выше анекдот будет рассказан в семье аристократов, придерживающихся консервативных традиций с незапамятных времён и абсолютно уверенных в прямоствольности своего генеалогического дерева, такой анекдот может иметь успех. В этом случае атака, направленная на семью, срикошетирует и доставит её членам тем большее удовольствие, что попадёт в их соседей. Их социальный статус возвысится ещё выше: над соседями-аристократами. Тогда максимальное значение ЭЮ будет таким же, как в демократической среде:

ЭЮ = 1,0 × 0,3 + 0,5 = 0,8 См.

Этот эффект (перемена знака ЛС) является характерной особенностью рассмотренного в главе 3 защитного юмора. Прибегающий к такому юмору рассказчик умышленно понижает свой статус, чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, дать ей возможность почувствовать превосходство над собой. Полученное аудиторией превосходство вызывает симпатию к рассказчику, ибо слушателям приятно находиться в обществе человека, повышающего их социальный статус. В результате, достигнутая симпатия может быть использована умелым рассказчиком в своих целях.

Приведём пример, почерпнутый нами в сентябрьском выпуске журнала Reader’s Digest (2004, стр. 105). Торговка недвижимостью и манхэттенская мультимиллионерша Барбара Коркоран обязана своему успеху в равной степени как своему уму, так и... удачной шутке. Много лет назад, когда Барбара сумела добиться аудиенции у могущественного и сверхбогатого человека по имени Дональд Трамп, она сообщила последнему:

Мой муж – ваша бледная копия.

Reader’s Digest не сообщает, что именно дало ей основание прийти к подобному выводу, но шутка оказалась удачной. Мистер Трамп был так восхищён, что вспомнил эту фразу и процитировал её прилюдно, во время совещания с другими бизнесменами, через два года после памятной встречи. Вскоре после этого мистер Трамп доверил миссис Коркоран продажу восьми единиц выстроенной им недвижимости. Комиссионные, полученные в результате сделки, составили $2 млн. Впоследствии Барбара продала свою компанию за $66 млн., сумев остаться на должности президента. Усвоенный урок она выражает следующим образом:

Если вы смеётесь над другими, вы отдаляете людей от себя. Но если вы смеётесь над собой, у людей возникает немедленное желание прийти на помощь.

С точки зрения излагаемой теории, сметливая Барбара всего лишь научилась менять знак ЛС на противоположный. Ничего удивительного, ведь её детство прошло в бедной ирландской семье и все жизненные уроки она впитала с молоком своей матери, сумевшей вырастить десять детей и обучить их житейской мудрости перемены знака.

Вполне очевидно, что даже упрощённый подход, выраженный формулой (3), является удобным для иллюстрации основных положений и вполне отвечает на второй из поставленных вопросов. Тезис 11 становится совершенно ясен.

Ответ на третий вопрос.

Для нахождения ответа на последний, третий вопрос от нас потребуется нечто большее, чем просто логическое мышление. Ибо именно здесь останавливались все без исключения предыдущие исследователи. Мы знаем (тезис 4), что каждая шутка содержит некоторую интеллектуальную загадку, которую слушателю предлагается разрешить. Наличие загадки отличает смешное от несмешного. Это – необходимое условие. Смех вызывается удовольствием от разрешения загадки (тезис 5). Мы знаем также (тезис 12), что время на разрешение «загадки» должно быть мало. Но мы не знаем, почему. Ответ на этот вопрос прост и... почти очевиден, но его понимание требует предварительного разъяснения.

Вспомним примеры из элементарной физики.

1. Некто поглаживает вас по руке, или делает массаж, или нежно сжимает вашу грудь (если вы – дама). В большинстве случаев такое прикосновение доставляет вам приятные ощущения. Но если некто приложит такое же усилие к прислонённой к вашему телу иголке, ощущение превратится в неприятное. Та же сила F прикладывается теперь к неизмеримо меньшей площади S. Давление Р, то есть, частное от деления этой силы на площадь её приложения, равно:
(4).

Чем меньше S, тем большим окажется прилагаемое давление Р и тем неприятнее ваши ощущения. Площадь острия иголки гораздо меньше площади ладони и величина давления будет высока даже при малой приложенной силе.

2. Всем известно природное явление, называемое молнией, и разрушительные последствия, к которым она может привести. Молния обладает колоссальной мощностью. При напряжении, достигающем 10 млн. В, и силе тока, доходящей до 20 тыс. А, мощность Wр разряда молнии превышает 200 млрд. Вт. Это равно мощности 400 легендарных Днепрогэсов.
Молния возникает в результате накопления зарядов в верхних слоях атмосферы. Заряды эти поднимаются туда из нижних слоёв атмосферы. Электрический ток, доставляющий заряды в верхние слои атмосферы, течёт непрерывно. Какова же величина тока, направленного вверх со всей поверхности Земли, со всех её 450 млн. км2? Удивительно, но величина тока со всей этой площади составляет всего лишь около 1000 ампер, то есть в 20 раз меньше, чем амплитуда тока, протекающего по узкому каналу всего лишь одной молнии. А ведь на Земле происходит около 16 млн. гроз ежегодно.
Столь огромная разница между непредставимой мощностью Wр атмосферного разряда и скромной величиной мощности Wн накопления этого заряда объясняется соотношением, напоминающим формулу (4). Только теперь мы имеем дело с промежутками времени tн и tр, затрачиваемыми соответственно на накопление и разряд, иначе говоря, промежутками между молниями и длительностью молнии:
(5).

Чем меньше время tр разряда, тем большая мощность Wр будет выделяться в течение этого разряда. Подобная мощность называется импульсной мощностью. Импульсная мощность молнии велика потому, что время разряда составляет около 0,01 сек.

3. Рукотворные импульсные устройства также способны выделять колоссальную мощность в течение короткого промежутка времени. Например, среднего размера радар может накапливать энергию в специальном импульсном конденсаторе в течение примерно полусекунды (0,5 сек.), а разрядить её в течение 30 мсек. (30 × 10–6 сек.). Если средняя мощность составляет 10 кВт, то импульсная достигает внушительной величины = 167 млн. Вт

Это почти треть Днепрогэса. Помните, какое это колоссальное сооружение? А радар занимает объём письменного стола.

Импульсная мощность лазерных устройств, разработанных для ведения так называемых звёздных войн, намного выше.

Но даже такие скромные и совершенно лишённые юмора живые существа, как электрические рыбы (сомы, скаты и угри), могут выделять большую импульсную мощность в результате постепенного накопления энергии в десятках тысяч специальных мембран, расположенных в их теле. Электрическая рыба долго и незаметно наращивает энергию в своих мембранах, поджидая добычу. Разряд же этой энергии способен сбить с ног взрослого человека. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона отмечается, что

разрядный ток у крупного и неутомлённого ската достигает 8 ампер при напряжении 300 вольт.

Такую мощность потребляют двадцать четыре 100-ваттных лампочки.

Нет сомнения, что высвобождение психической энергии у живых существ в короткое время приводит к большей эмоциональной реакции, чем постепенная разрядка. Если лягушку бросить в кипящую воду, она немедленно выскочит из неё. Но если вода была сначала холодной и медленно подогревается до температуры кипения, лягушка не испытывает болевого шока и остаётся в воде, пока не сварится. Реакция лягушки на импульсное болевое воздействие отличается от реакции на постепенное воздействие той же силы.

Одним из самых сильных наслаждений, получаемых человеком, является половой акт. Его кульминация, оргазм, длится у мужчин не более 1 – 3 секунд. Но кратковременность этого «импульсного» удовольствия никого не останавливает. Мужчины могут ухаживать за женщиной и добиваться её благосклонности длительное время для того, чтобы ощутить это трёхсекундное удовольствие и завершить процесс ухаживания традиционной заключительной фазой – поворачиванием к партнёрше спиной.

Внезапный испуг, как и внезапная радость, являются гораздо большими источниками эмоций, чем то же самое событие, «размазанное» на длительное время. Логично ожидать, что наивысшее удовольствие от интеллектуальной работы будет достигаться в моменты наибольшего эмоционального импульса. Это удовольствие является, как правило, кратковременным. Поэтому максимальная величина УРЗ юмора возвышения пропорциональна не сложности С содержащейся в шутке загадки, но величине импульса, всплеска эмоций. Эту максимальную величину можно определить как отношение сложности С загадки ко времени tр, затраченному на её решение:
(6).

Формула (6) является отражением известного нам из практики явления: длительное раздумье над трудной проблемой приносит нам гораздо меньшее удовольствие, чем мгновенное нахождение ответа.

Выдающийся русский философ Г.А. Голицын в книге «Информация и законы эстетического восприятия. – М.: Знание, 1980» приходит к такому же выводу (сообщено автору Виктором Щекотихиным):

Обычно существуют различные ограничения, мешающие немедленному и полному достижению этого равновесия, так что стремление к минимуму J реально выливается в стремление субъекта к получению максимального потока информации: max,

где: – информативность стимула (комического);

         – его длительность.

Приближение к цели восприятия, уменьшение J сопровождается положительными эмоциями, удаление от неё – отрицательными эмоциями, поэтому E есть выражение для эмоции.

Хорошая шутка должна содержать максимальной сложности, которую слушатель может с большой вероятностью решить в короткий срок.

Тогда отношение сложности ко времени разрешения сиречь, интеллектуальное удовольствие (УРЗ) будет максимальным. Импульсный, кратковременный подъём настроения вызывает сильную положительную эмоцию. Внешне эта эмоция выражается в улыбке или смехе. В этом и заключается разгадка смешного. Она, как и ожидалось, оказалась элементарной и даже примитивной.

Окончательная, седьмая (это магическое число 7!) формула, ставящая все точки над «i», выглядит теперь следующим образом:
ЭЮ = ЛС × + ФН
(7),

где С – сложность задачи;

         tp – время, затраченное на разрешение задачи.

Это и есть формула смеха. Мы нашли её!

Заметим, что С имеет размерность См × сек., а tp – размерность времени (секунда). При этом нам придётся договориться, что при любых значениях С и tp частное от их деления будет находиться в пределах от 0 до + 0,5 См. Это ограничение окажется удобным при дальнейшем анализе.

Формула (7) проста, но не очевидна. Её простота вызывает внутренний протест. Может ли быть, что решение элементарной задачки типа содержащейся в эпиграмме:

Троцкисты, будьте начеку,
Зачем ответили вы грубо?
Он приравнял перо к штыку,
А может даже – к ледорубу.
доставляет большее удовольствие, чем заполнение кроссворда или решение шахматной трёхходовки?

Для ответа на это вопрос проведём элементарный численный анализ.

Сравним эмоциональный эффект от двух интеллектуальных задач: трудной и простой. Первая требует сильного умственного напряжения, вторая – намного тривиальнее. В качестве первой задачи выберем сочинение какого-нибудь смешного стихотворения, например, пародии или эпиграммы. Подобно решению шахматного этюда или взятию нетривиального интеграла задача эта сложна. Она не всякому под силу. Оценим её сложность С1 условной величиной в + 1,0 См × сек. В качестве второй интеллектуальной задачи выберем чтение, или восприятие, этой же эпиграммы читателем. С задачей такой сложности может справиться каждый. Сложность С2 этого интеллектуального упражнения оценим более скромно. Пусть С2 = + 0,01 См ? сек., то есть в 100 раз меньше, чем С1. По свидетельству пародиста-любителя Игоря Южанина, время, затрачиваемое им на сочинение эпиграммы, составляет от 2 мин. до 2 час.. Уровень удовольствия, получаемого от сочинения удачной эпиграммы, Южанин оценивает, как весьма высокий.

Эпиграмма, посвящённая одному из наиболее заносчивых персонажей гостевой книги альманаха «Лебедь», была сочинена в течение времени t1 = 15 мин.:

Как в туалет, на форум забегу,
Где мной уже исписаны все стены
И, выпучив глаза, гоню пургу,
Причём, всё чаще – с помощью пургена.

Чтение этой эпиграммы составляет около 8 – 10 секунд, а время t2, затрачиваемое на решение содержащейся в ней «задачи», нахождение каламбура пурга – пурген и несоответствия этих двух слов, не превышает 1 сек.
Оценим УРЗ для этих двух случаев.

Случай 1: УРЗ1 = = + 0,0011 См.

Случай 2: УРЗ2 = = + 0,01 См.

Мы видим, что при несравнимой сложности рассматриваемых задач пик интеллектуального удовольствия от чтения эпиграммы в 9 раз превышает пиковое же значение, получаемое от её сочинения. Поэтому при чтении наше настроение имеет гораздо большие шансы превысить тот уровень, который приводит к взрыву смеха или, по крайней мере, к улыбке. И этот вывод подтверждается практикой. Многим из нас случалось написать что-нибудь удачное в стихах или прозе. Но часто ли автор хохочет, сочиняя своё произведение? А над незамысловатыми шутками люди смеются охотно.

В то же время, лицо, которому настоящая эпиграмма была посвящена, не получило от её чтения никакого удовольствия. Герой эпиграммы обрушил на её автора поток брани, обвинений в бездарности, называя его не иначе, как Пидарь Говлянин. ЛС героя эпиграммы была явно близка к – 1,0. Он вскоре покинул форум.

Приведённое объяснение и обратная пропорциональность интенсивности удовольствия от времени разрешения загадки могут показаться упрощёнными и механистическими. Но это положение хорошо подтверждается повседневной практикой. Даже очень приятное известие, докладываемое в течение 10 мин., вызовет меньшую реакцию, чем маленький, но внезапный сюрприз.

Подобное явление известно нам из физиологии. Является установленным фактом, что реакция нерва на раздражение максимальна в начальный период. Через некоторое время нерв устаёт и перестаёт реагировать на возбуждение.

Вполне вероятно, что юмор дан человеку как ментальная способность использования этого физиологического явления. Физиология даёт ещё одно подтверждение того, что юмор является почти рефлекторным, примитивным чувством.

Продолжим аналогию между процессами восприятия юмора и физическими процессами в импульсных системах.
Всякий импульсный процесс включает в себя три фазы:

1) накопление энергии;
2) сигнал к разрядке;
3) высвобождение накопленной энергии.

Для того, чтобы развить необходимую импульсную мощность в процессе разряда, её следует сначала накопить.

В грозовых облаках накопление энергии, как было сказано, происходит постепенно, путём медленного стекания разрядов в верхние слои атмосферы. Это – первая фаза.

Когда в облаке накапливается необходимое, критическое количество энергии, начинается вторая фаза. У основания грозового облака появляется светящийся разряд – лидер. Он устремляется к земле с огромной скоростью и прокладывает путь (канал).

Третья фаза: по проложенному каналу устремляется основной разряд – молния.

В импульсных устройствах происходит то же самое. Во время первой, самой длинной фазы, происходит постепенное накопление энергии в специальных конденсаторах или магнитных катушках-соленоидах. Во второй фазе специальное устройство, магнетрон или клистрон, отпирается небольшим, очень кратковременным сигналом и открывает путь к высвобождению накопленной энергии. В третьей фазе накопленная энергия разряжается через «открытое» разрядное устройство.

Если вторую фазу – процесс открывания разрядного устройства – «затянуть», разряжаемая энергия будет выделяться медленнее и максимальная величина мощности разряда будет небольшой. Если вторая фаза наступит до окончания первой фазы, то есть, отпирающий сигнал поступит, когда энергия ещё не накоплена, максимальная импульсная мощность будет меньше. Если первая и вторая фазы совпадут по времени и разрядное устройство останется открытым в процессе зарядки, накопления энергии не произойдёт вообще.

Всякая шутка, анекдот устроены и работают совершенно аналогично импульсным устройствам. Процессы восприятия юмора включают те же фазы, что и зарядно-разрядный процесс.

Вот как выглядит типичный рассказ анекдота и восприятие его слушателями:

1. Слушателям сообщается, что им предстоит услышать нечто смешное (тезис 13). Это сообщение вызывает у них подсознательное ожидание предстоящей загадки и необходимости её разрешения. Если слушатель не предупреждён, процесс накопления (в данном случае, информации) может не произойти. Он пропустит «соль» шутки мимо ушей.
2. В процессе рассказа слушателям сообщается информация, формулирующая загадку. Слушатель воспринимает и накапливает эту информацию. Накопление информации соответствует первой фазе: процессу накопления энергии в импульсных устройствах.
3. Следует сигнал о том, что процесс накопления информации завершён, всё необходимое для разрешения загадки сообщено слушателю и наступило время приступать к «разгадке». Эта, вторая, фаза является ключевой. Сигналом к началу процесса разгадки служит слово, фраза, иногда пауза. Исследователи юмора применяют для обозначения такого сигнала вполне технический термин «trigger». Как и в импульсных устройствах эта фаза должна быть краткой. Она должна завершать процесс накопления.
Сальваторе Аттардо отметил этот факт, но не дал ему убедительного объяснения. Он проанализировал 600 юмористических пассажей (анекдотов, шуток) на итальянском и английском языках, разделив их на две категории: относящиеся к предметам и языковые (вербальные) шутки. Как видно из таблицы, взятой из его книги, шутки, в которых ключевое слово не является заключающим, составляют не более 4%. Остаётся только гадать, относятся ли эти 4% к неудачным образцам или к категории так называемого «мягкого юмора».

Позиция ключевого слова (disjunctor).

Юмор

Предметная шутка

Вербальная шутка

Всего

Финальная

В середине

Финальная

В середине

Итальянский

251

11

34

4

300

Американский

231

4

60

5

300

Всего

482

15

94

9

600

4. Следующая, третья, фаза заключается в разгадывании слушателями загадки, составляющей предмет анекдота. Как нам уже известно, время tp, отводимое на разгадку, должно быть кратким. Соотношение сложности С загадки к предполагаемому времени tp её разрешения должно быть максимальным. Если шутка рассказывается в компании, необходимо, чтобы она воспринималась всеми, или по крайней мере большинством, одновременно. В этом случае достигается кумулятивный эффект и эффект от рассказа анекдота многократно повышается. Происходит своеобразное соревнование, в котором имеются победители, рассмеявшиеся первыми, и проигравшие, до которых дошло чуть позже. Это соревнование играет большую роль в повышении или понижении социального статуса слушателей, выражаемого величиной ЭЮ. Наибольший ЭЮ получают люди с хорошим чувством юмора, а наименьший – не понявшие анекдот вообще.

Из формулы (7) следует, что время tp является критическим элементом всякой шутки или анекдота. Умелый рассказчик строит шутки таким образом, чтобы это время было как можно более коротким.

Для этого требуется соблюдение двух условий:

1. Шутка должна содержать загадку оптимальной сложности.
2. Ключевое слово (trigger, disjunctor, punch line) или завершающая пауза должны находиться как можно ближе к концу шутки. Тогда слушатель понимает, что шутка закончена, загадка сформулирована и время приступать к её разрешению. Если ключевое слово отделяется от конца шутки несколькими словами, происходит следующее:
    ✓слушатель находится в недоумении, что, собственно, является загадкой, что относится к её условиям, а что может быть не принято во внимание;
    ✓время разгадки растягивается и эффект от шутки снижается.

Слишком простая шутка имеет низкий уровень сложности и, следовательно, маленький импульс удовольствия, или всплеска УРЗ, над общим уровнем настроения. Такая шутка называется вполне справедливо плоской. Слишком сложная шутка имеет уровень С, который может привести к непропорциональному увеличению tp. tp сложной шутки трудно предвидеть и на её успех нельзя рассчитывать с уверенностью. В этом случае уровень УРЗ может оказаться низким.

Более того, излишне сложные шутки неизбежно приводят к неодновременности их восприятия аудиторией. Одни уже начинают смеяться в то время, как другие недоумённо хлопают глазами или напряжённо морщат лоб. Это приводит к снижению уровня ФН. Как простая, так и излишне сложная шутка имеют величину ЭЮ, меньшую оптимальной. Величины УРЗ и ФН, входящие в формулу (7), снижаются. Величина УРЗ снижается из-за возрастания времени tp. Снижается ФН, так как не происходит одновременного, дружного восприятия остроты. Всё это следует из формулы (7).

Время, затраченное на разрешение задачи, шутки юмора, как правило, составляет 1 – 2 сек. Для упрощённого анализа не будет большой ошибкой принять его за константу. Тогда весь успех шутки заключается в правильном выборе величины С.

Удачная шутка содержит в себе максимально сложную задачу, которая может быть разрешена в течение 1 – 2 сек.

Из нашего определения с очевидностью вытекает, что эффект ЭЮ от любой шутки субъективен. Он определяется набором знаний у слушателей, их способностью решать ментальные задачи, но выражается в конечном счёте повышением или понижением социального статуса участников юмористического процесса: рассказчика и аудитории.

Процесс восприятия одноплановой шутки

Искусство рассказчика, сочинителя, юмориста заключается в том, чтобы подобрать оптимальную сложность, подходящую для большей части избранной им аудитории. Юмор, как и другие виды искусства, нацелен на разные группы, способные решать конкретные загадки, неопределённости: простонародье, профессиональные, национальные группы, элита, учёные, дети и т.д.

Нижеприведённый график иллюстрирует процесс восприятия одноплановой шутки. Под одноплановой мы будем понимать шутку, в которой содержится всего одна загадка, разрешение которой и доставляет нам удовольствие.

Многослойная шутка может включать несколько слоёв одного или двух видов юмора. Рассмотрим пример:

В зоопарке:
– Папа, эта обезьяна мужчина или женщина?
– Это самец.
У следующей клетки:
– Папа, а это мужчина?
– Запомни, сынок: мужчина - тот, у кого деньги! А это – самец!

Этот анекдот воспринимается людьми по-разному. «Новым русским» он будет воспринят однопланово, он почувствует себя мужчиной и это повысит его чувство превосходства над другими. Величина его ЛС будет высокой. Тот, кто к новым русским не относится, относится к ним враждебно. Образованные люди поймут двух- или даже многослойность анекдота. Их ЛС также будет иметь высокую величину. В первую очередь, они рассмеются, уловив несоответствие в научном определении пола обезьяны. Во-вторых, они почувствуют интеллектуальное превосходство над грубым героем анекдота. В-третьих, у слушателя могут возникнуть ассоциации с тем, что у новых русских импотенция – чуть ли не профессиональное заболевание. И т.д.

Графически восприятие такой шутки показано на нижеприведённом графике. Здесь может наблюдаться несколько всплесков удовольствия.

А вот как можно проиллюстрировать восприятие однослойной шутки рассказчиком, аудиторией и высмеиваемым.

Процесс восприятия многоплановой шутки

Автор признателен Мирославу Войнаровскому и Валентину Мамишеву за плодотворную дискуссию, позволившую обратить внимание на существенное обстоятельство. Очень часто слушатель смеётся даже над шуткой, задевающей его убеждения, религиозные или политические. Однако, из предыдущих рассуждений следует, что этого не должно происходить. Мы пришли к выводу, что любая шутка с отрицательным значением ЛС, приводит к негативной реакции. Одна из причин, по которой положительная реакция всё же случается, лежит на поверхности. Путём наблюдений и экспериментов было установлено, что человек смеётся над теми «кощунственными» шутками, которые не задевают его всерьёз.

Но случается, что подобная шутка вызывает смех и в то же время задевает слушателя.

Автор провёл специальное исследование, опробывая различные, в том числе, сомнительные шутки в различных аудиториях. Вот что удалось установить. Первая реакция – смех наступает до того, как слушатель понимает, что на самом деле заключает рассказанная шутка. Сначала он смеётся, потому, что ему доставляет удовольствие разрешение «загадки». И только моментом позже до него «доходит» настоящий смысл. После этого настроение резко снижается. Этот «двухполярный» процесс может быть проиллюстрирован следующим графиком.

Двуполярный процесс

Прежде, чем приступить к детальному разбору последующих примеров, позволим себе напомнить читателю, что все полученные выводы базировались либо на экспериментальных данных, либо на заключениях, с которыми согласно большинство исследователей. Предлагаемая теория фактически не противоречит ни одной из существующих теорий юмора, но скорее объединяет, примиряет их. При её выводе были максимальной степени использованы методы и приёмы, принятые в естественных науках. Было сделано всё для того чтобы избежать субъективных выводов и суждений. Полагаем, что не оставили без ответа ни один неясный вопрос.

Выводы, сделанные в этой работе, легко поддаются проверке. Для этого не нужны ни дорогое оборудование, ни применение мощных компьютеров. Предмет исследования доступен каждому.

Прежде, чем приступить к экспериментальной проверке теории, ответим на волнующий многих вопрос:

Обязательно ли человеку обладать чувством юмора?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Юмор – это соревнование. Человеку, не заинтересованному в подобном соревновании, юмор не нужен. О таком человеке можно сказать, что у него нет чувства юмора. При этом он может быть не глупее остальных, а иногда и гораздо мудрее. Если человек не понимает юмора, он, скорее всего, глуповат. Если ему не интересен юмор, он, безусловно, мудр или занимает высокое положение, которое трудно поколебать.

Герой романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» гениальный художник Чарльз Стрикленд достиг необычайных вершин мастерства. Настолько высоких, что мнение окружающих его уже не интересовало. Он не посылал свои картины на выставки, а под конец жизни просто уничтожил их. Стрикленду было достаточно ощущения собственной гениальности и постигнутой им тайны мастерства. Но много ли среди нас людей, не нуждающихся в ежедневной подпитке своего эго? Нет, совсем немного. А это означает, что мы с вами, дорогие читатели, обречены на юмор, на смех, на шутки, подтрунивания, анекдоты, шаржи и пародии.

Постараемся с этим смириться.

И перейдём к проверке теории. Это будет численная проверка, первая в истории попытка поверить гармонию юмора алгеброй. К началу

Из wikipedia.org

Свободная энциклопедия

Здесь мы помещаем ссылки из русской Википедии на упомянутых в теории юмора К. Глинки великих людей.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837), русский поэт, драматург, прозаик, реформатор русского литературного языка, автор критических и исторических сочинений.

К тексту Великие научные курьезы Истории с наукой Научная балда Интернет: культура разглагольствующего большинства Пушкин и Дюма... Лев и медведь... Тайный смысл сказок...

Геракл и Антей.

Геракл (Геркулес), в древнегреческой мифологии – величайший сын Зевса и Алкмены.

К тексту Истории с наукой

Толковый словарь живого великорусского языка, составленный В.И. Далем в середине XIX века, содержит около 200000 слов и 30000 пословиц, поговорок и загадок.

К тексту Библия и пиво в ней

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872), русский врач, известный лексикограф.

К тексту Політфізіологія'2010 Восхождение к вершинам юмора и шутки

Джан Джорджо Триссино (1478 – 1550), итальянский поэт и драматург.

К тексту

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852), русский писатель украинского происхождения с глубоким восприятием и пониманием как украинской, так и русской жизни, истории, культуры.

К тексту А все-таки она вогнутая Лев и медведь...

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883), русский писатель, поэт, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

К тексту Пушкин и Дюма... Лев и медведь...

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930), выдающийся советский поэт, драматург, футурист.

К тексту

Тынянов Юрий Николаевич (1894 – 1943), русский советский писатель, драматург, литературовед и критик.

К тексту

Словоерс, название частицы -с, прибавляемой к концу слова в определённых ситуациях.

К тексту

Чарльз Спенсер Чаплин (1889 – 1977), английский киноактер, сценарист, композитор и режиссер, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино – бродяжки Чарли.

К тексту Истории с наукой

Фильм Чарли Чаплина (1931). Детям рекомендуется просмотр вместе с родителями. Маленький Бродяга встречает красивую слепую девушку, торгующую цветами на улице, которая по ошибке принимает его за богатого герцога. Узнав о том, что операция может вернуть ей зрение, маленький Бродяга пускается на поиски денег.

К тексту

Дональд Джон Трамп (р. 1946), американский бизнесмен и политик.

К тексту Даты в виде исторических событий

ДнепроГЭС, V, старейшая ступень гидроэлектростанций на Днепре. Расположена в Запорожье ниже днепровских порогов.

К тексту

Молния, гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Обычно происходит во время грозы.

К тексту

Земля, III от Солнца планета Солнечной системы.

К тексту А все-таки она вогнутая Великие научные курьезы "Лугандони" - етнографічна група хунлаків" Экаунтология... Angels, Putti, Dragons and Fairies... Наука все больше убеждается в существовании Бога Число Грэма на пальцах Истории с наукой Из очерка "Наука людей" 20 фактов об Антарктиде... Краткий курс по Вселенной... 10 доказательств... Товарищи померили нравственность Мальчишки и девчонки, а также их родители!.. 10 современных научных "страшилок" Как не стать ВИЧ-диссидентом... Как шутят ученые Как полюбить науку, читая сказки

Долгосрочная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, основной целью которых являлось создание научно-технического отдела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны. Программа выглядела настолько фантастической, что СМИ окрестили её программой «звёздных войн».

К тексту

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, русская универсальная энциклопедия. Энциклопедия содержит 121240 статей, 7800 иллюстраций, 235 карт.

К тексту Великие научные курьезы Топливо эволюции: пиво развивает

Лягушки, общеупотребительное название группы животных из отряда бесхвостых земноводных.

К тексту Великие научные курьезы Веселая наука Формула успеха К вопросу о классификации европейских драконов Как шутят ученые Благая весть науки о Покемонах

Новый русский, клише, обозначающее представителей социального класса России, сделавшего большое состояние в 1990-е годы после распада СССР, предпринимателей нового типа.

К тексту Восхождение к вершинам юмора и шутки

Изображение мужской особи человека, посланное на зонде «Рioneer-11».

Мужчина, особь человека, противоположная женщине по биологическому полу.

К тексту О тупости и хамстве мужских и женских Шутки конструируют мир... Когда за вами следят Смешной инструмент...

Уильям Сомерсет Моэм (1874 – 1965), английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х гг.

К тексту

Галерея великих математиков

Эратосфен Киренский (275 - 194 до н.э.)

Эратосфен Киренский

Древнегреческий учёный. Родился в Кирене. Образование получил в Александрии, а затем в Афинах у известных наставников, поэта Каллимаха, грамматика Лисания, а также философов - стоика Аристона и платоника Аркесилая. Вероятно, именно благодаря столь широкому образованию и разнообразию интересов ок. 245 до н.э. Эратосфен получил от Птолемея III Эвергета приглашение вернуться в Александрию, чтобы стать воспитателем наследника престола и возглавить Александрийскую библиотеку. Эратосфен принял это предложение и занимал должность библиотекаря вплоть до своей кончины.

Один из самых разносторонних ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Другое его прозвище, Бета, т.е. "второй", по-видимому, также не содержит ничего уничижительного: им желали показать, что во всех науках Эратосфен достигает не высшего, но превосходного результата.

Его научные таланты удостоились высокой оценки современника Эратосфена, Архимеда, который посвятил ему свою книгу Эфодик (т.е. Метод). Сочинения Эратосфена не сохранились, мы имеем от них лишь фрагменты. Трактаты Эратосфена Удвоение куба и О среднем были посвящены решению геометрических и арифметических задач, в Платонике он обращается к математическим и музыкальным основам платоновской философии. Самым знаменитым математическим открытием Эратосфена стало т.н. "решето Эратосфена", с помощью которого находятся простые числа. Эратосфен является основоположником научной географии. В его Географии в 3 книгах содержалась история географических открытий, а также рассматривался ряд физических и математических проблем, связанных с географией, включая указание на сферическую форму Земли и описание ее поверхности.

Однако самым известным достижением Эратосфена в области географии был изобретенный им способ измерения размеров Земли, изложению которого посвящен трактат Об измерении Земли. Метод основывался на одновременном измерении высоты Солнца в Сиене (на юге Египта) и в Александрии, лежащих примерно на одном меридиане, в момент летнего солнцестояния. И хотя остается спорным, получилось ли у Эратосфена в итоге 250 000 стадий (согласно Клеомеду) или 252 000 (по сообщению Страбона и Теона Смирнского), в любом случае этот результат замечателен - диаметр Земли оказался всего лишь на 80 км меньше, чем фактический полярный диаметр. В этой же работе были рассмотрены и астрономические задачи, такие, как оценка размера Солнца и Луны и расстояния до них, солнечные и лунные затмения и продолжительность дня в зависимости от географической широты.

Эратосфена можно считать также основателем научной хронологии. В своих Хронографиях он пытался установить даты, связанные с политической и литературной историей Древней Греции, составил список победителей Олимпийских игр. В трактате О древней комедии, где анализировались произведения афинских драматургов, Эратосфен выступил как литературный критик и филолог. Эратосфен написал также поэму Гермес, повествующую о рождении, подвигах и гибели бога, до нас дошли ее фрагменты. Другой короткий эпос, Гесиод, посвящен смерти поэта и каре, постигшей его убийц. Эратосфен написал также трактат Катастеризмы - описание созвездий и изложение посвященных им мифов (сохранившееся сочинение под таким названием вызывает сомнения в смысле подлинности). Эратосфену принадлежал еще ряд работ по истории и философии, которые не сохранились.

Леонард Эйлер (1707 - 1783).

Эйлера называют идеальным математиком XVIII века.

Эйлеру повезло: он родился в маленькой тихой Швейцарии, куда изо всей Европы приезжали мастера и ученые, не желавшие тратить дорогое рабочее время на гражданские смуты или религиозные распри. Так переселилась в Базель из Голландии семья Бернулли: уникальное созвездие научных талантов во главе с братьями Якобом и Иоганном. По воле случая юный Эйлер попал в эту компанию и вскоре сделался достойным членом базельского питомника гениев.

Эйлер принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию и логарифмы в том виде, какой придал им Эйлер. Студенты проходят высшую математику по руководствам, первыми образцами которых явились классические монографии Эйлера. Он был прежде всего математиком, но он знал, что почвой, на которой расцветает математика, является практическая деятельность. Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук. Трудно даже перечислить все отрасли, в которых трудился великий учёный.

"Читайте, читайте Эйлера, он - наш общий учитель", - любил повторять Лаплас. И труды Эйлера с большой пользой для себя читали - точнее, изучали - и "король математиков" Карл Фридрих Гаусс, и чуть ли не все знаменитые учёные последних двух столетий.

Евклидова геометрия

- Точки Эйлера,

- Прямая Эйлера. В геометрии треугольника, прямая Эйлера может быть определена как прямая проходящая через центр описанной окружности и ортоцентр треугольника. Прямая Эйлера также проходит через барицентр и центр окружности девяти точек.

- Окружность Эйлера. В геометрии треугольника, окружность девяти точек может быть определена как окружность проходящая через середины всех трёх сторон треугольника. Она также называется окружностью Эйлера, окружностью Фейербаха, окружностью шести точек.

Окружность девяти точек получила такого название из-за следующей теоремы: Основания трёх высот произвольного треугольника, середины трёх его сторон и середины трёх отрезков, соединяющих его вершины с ортоцентром, лежат все на одной окружности.

Софья Ковалевская (1850 - 1891).

Русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. Родилась в дворянской семье артиллерийский генерала Василия Корвина-Круковского в отставке, зажиточного помещика. Получила домашнее образование, проявила большие способности к математике. В 1886 в Петербурге Ковалевская занималась физикой, брала уроки высшей математики у замечательного педагога А.Н. Страннолюбского. Уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874 была удостоена ученой степени "доктора философии" в Гёттингенском университете. По возвращении в Россию занялась литературной деятельностью (повесть "Нигилистка", 1884, драма "Борьба за счастье", 1887, семейная хроника "Воспоминания детства", 1890). С 1883 преподавала в Стокгольмском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии.

"В 1888 году Парижская академия наук присуждала премию за лучшую научную работу, посвященную движению твердого тела, имеющего одну неподвижную точку. Эту задачу называли также задачей о движении волчка - ведь все точки быстро вращающегося волчка находятся в движении, за исключением конца острия, которым волчок касается пола. Издавна волчки (или, как их еще называют, юлы) были любимыми игрушками детей. Но они привлекали к себе внимание и солидных ученых - слишком удивительны были свойства вращающихся тел.

Поэтому следует признать, что выбор Парижской академией наук темы для конкурса был удачен. Изучив присланные рукописи, жюри признало лучшей работу под девизом: "Говори, что знаешь, делай, что дол жен, будь, чему быть". В ней содержалось решение задачи о движении несимметричного волчка, центр тяжести которого лежит на экваториальной плоскости эллипсоида инерции, длины осей которого подчинены условию А - В = 2С. Автор работы проявил не только большой математический талант, но и незаурядную эрудицию: в работе были использованы самые новейшие достижения математики того времени - теория функций комплексного переменного, гиперэллиптические интегралы и т.д. Выполненное исследование так понравилось членам жюри, что они решили увеличить сумму премии с 3000 франков до 5000 франков, Когда вскрыли конверт с именем автора, неожиданно оказалось, что самую лучшую работу написала единственная женщина, занимавшая в то время должности профессора математики, - Софья Васильевна Ковалевская."

<<< И. Зайцева>>> На главную

Черный юморок про кризис.

Мировому кризису 2008 г. посвящается

Задачник.

1. За один час после начала торгов отпущенные в свободное падение акции финансовой группы Arctic&Fox подешевели на 47952000 долларов. Вычислите ускорение свободного падения акций и определите планету, на которой зарегистрирована финансовая группа Arctic&Fox.

2. За время финансового кризиса капитал предпринимателя N.N. возрос в десять раз. Назвать имя, фамилию и полный адрес N.N.

3. Директор очень хочет спасти фирму, поэтому младшему менеджеру Юле приходится на полтора часа меньше раскладывать косынку, на 1 час меньше болтать по аське, на 50 минут меньше приводить себя в порядок перед зеркальцем и в четыре раза реже уходить на десятиминутный перекур, а вместо этого выполнять должностные обязанности. Занимаясь менеджментом более 4 часов в сутки, Юля погибает от переутомления. Учитывая, что рабочий день длится ровно 8 часов, выясните, есть ли у Юли шансы остаться в живых?

4. До кризиса узкий круг широких лиц имел радиус 1 метр. Выяснить,каков радиус круга в настоящий момент, если до кризиса средняя ширина лица в круге составляла 0,5 метра, а к сегодняшнему дню каждое похудело на 40%.

5. После краткого периода стабилизации курс акций объединения Крамбумблястрой за 2 часа упал на 900 пунктов и, достигнув дна, сразу поднялся на 100 пунктов. Вычислите потери полной энергии акций при столкновении с дном рынка.

6. В подсобном помещении одного тверского кафе зарегистрировано 144 юридических лица. Площадь пола составляет 12 метров, а высота стен - 2,7 метра. Найдите средний объем, который занимает в подсобном помещении одно юридическое лицо.

7. Привилегированная акция сырьевого гиганта Всёсопром каждый день дешевеет на 12 рублей. Выясните, сколько стоила ценная бумага до падения, если спустя 30 дней их владельцы оказались должны по 48 рублей с каждой акции.

8. После кризиса за одну банку тушенки дают 4 патрона 7,62 мм, а за 2 патрона можно выручить 120 миллитров бензина. Угадайте, как за неделю изменится курс бензина по отношению к тушенке и получите полный рожок для АКМ от Forex Club.
Продолжаем!

Новое в алфавитологии.

Внимание!!! В связи с кризисом в русский алфавит вводятся новые буквы. Только русский человек может понять глубокий смысл новых букв , и .